Это нарушение формирования всех сторон речи. Это логопедический диагноз. ОНР встречается как сопутствующее нарушение сложного заболевания, так и у здоровых детей с нормальными интеллектуальными способностями и без патологий развития.
Причины:- внутриутробная гипоксия,
- тяжёлая беременность: токсикоз, гестоз, инфекционные заболевания и т.д.
- травмы во время родов: гипоксия, асфиксия и т.д.
- ЧМТ в раннем возрасте,
- патологии ЦНС,
- вирусные инфекции, слабый иммунитет,
- неблагоприятная социальная среда.
Различают 4 уровня ОНР.I уровень ОНР.
- Ребёнок использует лепетные слова, говорит предложениями, состоящими из одного слова, активно использует мимику и жесты.
- Ограниченный словарный запас: звукоподражание, бытовые короткие слова, собственное обозначение предметов.
- Страдает понимание речи в целом, в силу того, что ребёнок не знает и не понимает значения множества слов.
- Слоговая структура слова нарушена.
- Нечеткая артикуляция.
- Нарушен фонематический слух: ребёнок не распознаёт звуки в словах.
II уровень ОНР.
- В речи ребёнка присутствуют простые предложения из 2-3 слов.
- Предложение строятся по простой схеме «существительное плюс глагол».
- Словарный запас не соответствует возрастным нормам.
- Ребёнок не знаком со многими словами, которые уже используют его ровесники, и не знает их значение.
- С трудом согласовывает части речи в предложениях (род, число, падеж, склонение).
- Ребёнок искажает, смещает звуки в словах.
ОНР III уровня.
- Ребёнок уже использует развернутую фразовую речь, которая состоит в основном из простых предложений.
- Хорошее понимание речи. Сложности с логическими связями в предложениях (пространство, время, причинно-следственная связь).
- Словарный запас почти приближен к возрастной норме, ребенок использует почти все части речи.
- Может путать значения предлогов при их применении в речи, трудность в согласовании частей речи.
- Ошибки в ударениях и окончаниях слов, а так же при применении падежей.
ОНР IV уровня.
- Возможны дефекты звукопроизношения.
- Ребёнок допускает ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарный запас почти соответсвует нормам.
- Ребёнку бывает трудно подобрать синонимы, антонимы.
- Не всегда поняты пословицы и поговорки.
- При рассказе ребёнок перескакивает с основного сюжета на второстепенный.
Коррекция ОНР должна быть комплексной. Наши логопеды-дефектологи имеют огромный опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи. Мы используем современные педагогические и аппаратные методики.