РАС – это психическое расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга.
Спектр – это целая группа различными состояний, т.к. симптомы и их глубина могут быть разными. Не бывает двух одинаковых аутистов.
РАС включает в себя: детский аутизм, ранний детский аутизм, аутизм Каннера, атипичный аутизм, высокофункциональный аутизм, синдром Аспергера.
Доказанных причин возникновения аутизма нет, есть различные теории, которые строятся на исследованиях:
- генетика,
- экология,
- тяжело протекающая беременность,
- родовая травма.
Признаки аутизма: - Проблемы с коммуникацией – обменом информацией;
- Проблема с социализацией – взаимодействием с обществом;
- Стереотипное поведение.
Красные флажки аутизма. - В возрасте 1 года не реагирует на своё имя.
- В возрасте 1-1,5 года не понимает простых инструкций: «дай мячик», «покажи носик» и т.д.
- В возрасте 9 месяцев не появился указательный жест. В 9 месяцев ребёнок показывает уже пальчиком на то, что он хочет. А с 1 года 2 месяцев его цель поделиться с родители чем-то интересным.
- В 1 год и 6 месяцев не играет с игрушками, как его ровесники (не катает машину, не кормит куклу). У ребенка «свои» игры, например, он крутит колёсико машинки, бесконечно пересыпает песок и т.д.
- Ребенок не смотрит в глаза, либо зрительный контакт короткий. Когда лицо мамы на уровне глаз ребёнка, например, когда мама завязывает ему шарф, то малыш должен смотреть ей в глаза.
- Трудность с эмпатией.
- Задержка речевого развития. Плохо развивается речь: как импрессивная (собственная речь), так и экспрессивная (понимание). Присутствуют эхолалии (повторение чужих фраз). Говорит о себе в третьем лице (вместо «Я» - мальчик, он).
- Несвязно отвечает на вопросы.
- Не любит новую одежду, новые маршруты и т.д. Воспринимает только то, что ребёнок знает и к чему привык.
- Избирательность в еде.
- Имеет навязчивые интересы.
- Стереотипии: раскачивание, кружение, хлопанье или тряска руками и т.д.
- Гиперчувствительность к громким звукам, или уличному шуму.
В Центре «Аист» при абилитации детей с РАС применяется комплексный подход.
На консультации составляется индивидуальный коррекционный маршрут, исходя из особенностей ребёнка, противопоказаний и анамнеза его развития.