Семейный оздоровительный
центр «Аист» в Артеме
Центр развития речи
«Аист» в Хабаровске
Центр развития речи
«Аист» во Владивостоке
Центры «Аист»

Аутизм, расстройство аутистического спектра (РАС)

РАС – это психическое расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга.

Спектр – это целая группа различными состояний, т.к. симптомы и их глубина могут быть разными. Не бывает двух одинаковых аутистов.

РАС включает в себя: детский аутизм, ранний детский аутизм, аутизм Каннера, атипичный аутизм, высокофункциональный аутизм, синдром Аспергера.

Доказанных причин возникновения аутизма нет, есть различные теории, которые строятся на исследованиях:
  • генетика,
  • экология,
  • тяжело протекающая беременность,
  • родовая травма.


Признаки аутизма:

  1. Проблемы с коммуникацией – обменом информацией;
  2. Проблема с социализацией – взаимодействием с обществом;
  3. Стереотипное поведение.


Красные флажки аутизма.

  • В возрасте 1 года не реагирует на своё имя.
  • В возрасте 1-1,5 года не понимает простых инструкций: «дай мячик», «покажи носик» и т.д.
  • В возрасте 9 месяцев не появился указательный жест. В 9 месяцев ребёнок показывает уже пальчиком на то, что он хочет. А с 1 года 2 месяцев его цель поделиться с родители чем-то интересным.
  • В 1 год и 6 месяцев не играет с игрушками, как его ровесники (не катает машину, не кормит куклу). У ребенка «свои» игры, например, он крутит колёсико машинки, бесконечно пересыпает песок и т.д.
  • Ребенок не смотрит в глаза, либо зрительный контакт короткий. Когда лицо мамы на уровне глаз ребёнка, например, когда мама завязывает ему шарф, то малыш должен смотреть ей в глаза.
  • Трудность с эмпатией.
  • Задержка речевого развития. Плохо развивается речь: как импрессивная (собственная речь), так и экспрессивная (понимание). Присутствуют эхолалии (повторение чужих фраз). Говорит о себе в третьем лице (вместо «Я» - мальчик, он).
  • Несвязно отвечает на вопросы.
  • Не любит новую одежду, новые маршруты и т.д. Воспринимает только то, что ребёнок знает и к чему привык.
  • Избирательность в еде.
  • Имеет навязчивые интересы.
  • Стереотипии: раскачивание, кружение, хлопанье или тряска руками и т.д.
  • Гиперчувствительность к громким звукам, или уличному шуму.

В Центре «Аист» при абилитации детей с РАС применяется комплексный подход.
На консультации составляется индивидуальный коррекционный маршрут, исходя из особенностей ребёнка, противопоказаний и анамнеза его развития.