Механизм развития расстройства аутистического спектра и его причины до конца не изучены. Единственное, что можно сказать с уверенностью: ведущая причина - это генетика. Но нет какого-то одного «гена аутизма», нет какой-то одной генетической мутации, которая есть у каждого человека с аутизмом. Кроме того, нет такого гена, мутации в котором будут каждый раз приводить к аутизму. Список генов, которые связаны с аутизмом, постоянно пополняется.

Существует 3 группы признаков аутизма.
Первая группа.
Социальное взаимодействие — это любое действие человека, в основе которого лежит социальный мотив (например, улыбка, зрительный контакт, ожидание одобрения).
Признаки нарушения социального взаимодействия.
- Зрительный контакт: малыш не смотрит на взрослого при обращении к нему и не реагирует на речь.
- Ребенок не понимает обращённую речь и не откликается на своё имя.
- Ребенок смеется без причины.
- Ребенок не использует указательный и другие жесты при общении. Максимум - это указательный жест, или же малыш показывает маминой рукой на желаемое.
- Малыш не интересуется сверстниками: на площадках, в детском саду он сам по себе. Ребенка больше интересует игрушка в руках другого ребенка, чем сам человек.
- Малыш не играет в обычные ролевые игры, например, грузовик перевозит кубики, машинки вытягивает друг друга из ямы, кукла ест, каша варится на детской плите и т.д.
- Ребенок играет с игрушками по-своему. Обратите внимание, как он играет: что-то строит из кубиков с определенной целью или просто выкладывает эти же кубики в рядочки.
- Нарушено эмоциональное общение с родителями: малыш не обращает внимание, когда мама и папа уходят, не бежит к ним при встрече.
- Ранняя самостоятельность. Например, в норме ребенок с раннего возраста просит маму что-то достать, а ребёнок с РАС самостоятельно залезает и достает то, что ему нужно.
Почему социальное взаимодействие важно?
Общение - это передача опыта, оно играет ключевую роль в развитии и обучении; получается, что ребенок с РАС лишен этого.
Например, нейротипичный ребенок увидел самолет и показывает на него пальцем, привлекая мамино внимание. Мама говорит: «Это самолет, самолет летит, вжжжжж». Это не только совместное внимание, но и развитие познавательных процессов. Если нет совместного внимания, то у ребенка нет связи между тем, что он видит и тем, что ему говорят.
Общение - это передача опыта, оно играет ключевую роль в развитии и обучении; получается, что ребенок с РАС лишен этого.
Например, нейротипичный ребенок увидел самолет и показывает на него пальцем, привлекая мамино внимание. Мама говорит: «Это самолет, самолет летит, вжжжжж». Это не только совместное внимание, но и развитие познавательных процессов. Если нет совместного внимания, то у ребенка нет связи между тем, что он видит и тем, что ему говорят.

Вторая группа признаков РАС.
Коммуникация, т.е. обмен информацией.
Главная трудность ребёнка с РАС - это то, что речь не используется для общения.
- У детей с аутизмом чаще всего есть речевая задержка или же речь развивается своеобразно. Например, он не говорит «кошка» и не показывает ее, но четко повторяет фразу из рекламы.
- Речь часто стереотипная, ребенок говорит только цитатами или заученными фразами, но самостоятельно предложения не строит.
- В речи много эхолалий — повторение услышанного.
- Если задать вопрос, ребенок может лишь повторить или ответить что-то не имеющее отношения к теме, это тоже эхолалия.
- Ребенок с РАС может говорить о себе в третьем лице, например, «Маша спать», «мальчик кушать» т.д.

Третья группа признаков.
Стереотипии и ограниченный характер интересов.
Это стремление получать одинаковые ощущения. Существует множество вариантов, как это может проявляться.
- Высокофункциональные люди с аутизмом могут углубленно изучать какую-то одну узкую тему, будут говорить только об этом, не обращая внимания, что собеседникам не интересно.
- Могут быть сенсомоторные стереотипии, когда дети фиксируются на каких-то конкретных ощущениях: смотрят на воду или перебирают пальцами около глаз, машут руками будто крыльями или фиксируются на каких-то звуках.
- Это может быть зацикленность на каком-то одном занятии, например, крутить колесо от машинки, переливать воду.
- Малыш выстраивает предметы в рядочки.
- Ребенок хочет все упорядочить, например, двери всегда должны быть закрыты, игрушки рассортированы по цветам и т.д.
- Приверженность к ритуалам и привычной обстановке: один и тот же маршрут на прогулке, избирательность в еде, в одежде и т.д.
Коррекция аутизма - это долгий и кропотливый труд. Чем раньше родители обратят внимание и начнут комплексную коррекцию, тем у ребенка больше шансов компенсировать свои особенности. Ведь в основе коррекционной работы лежит обучение человека с РАС жить самостоятельно в социуме.
В центре «Аист» применяется комплексная коррекция, которая включает в себя аппаратные методы, например, метод Томатис, биоакустическая коррекция, интервальная гипоксическая тренировка, а также педагогические методики (логопед, дефектолог, АВА-терапия, нейропсихологическая коррекция и т.д.).
Перешлите этот пост тем, у кого есть маленькие дети. К сожалению, истории о том, что разные специалисты говорили родителям: «Подождите заговорит», «Ребенок никому ничего не должен», «Пойдем в садик и заговорит» - не редкость. А ребенок так и не заговорил, к 4 годам ему поставили аутизм, и драгоценное время было упущено!