Статьи

Запуск речи

Запуск речи - это комплекс занятий и методов, который направлен на развитие всех сторон речи. Это поэтапный процесс, направленный на вызывание и развитие речи. Ребенок, который совсем молчит, не начнет разговаривать развернутыми предложениями через пару занятий. Потому что на каком-то этапе развития что-то пошло не так, задача специалистов найти что именно, восполнить недостающий дефицит и помочь ребенку пройти правильный путь речевого развития.
Источник: архив "Аиста"
Речь - это естественная функция. Как в норме развиваются дети?
  • С 8-9 месяцев малыши начинают лепетать «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» и так далее.
  • В 1 год ребенок говорит от 5 слов. Это не полноценные слова. Главный критерий - ребенок использует конкретное слово для обозначения конкретного предмета. Например, «вода - ада», «кот - кися», «упал - бух» и т.д.
  • В 1,5 года у ребенка должно быть, как минимум, 20 таких слов.
  • А с 2 лет начинается стремительное речевое развитие, ребенок начинает говорить простыми фразами.

Чаще всего родители начинают бить тревогу в 2-3 года. Но задумайтесь, если ребенок в 2 года должен говорить простыми фразами, например, просить воду «дай пи» - «дай пить», то молчание это норма? Речь - это мышление, а мышление - это речь. С помощью чего мы с вами думаем? С помощью слов, речь - это инструмент.
Речь - это взаимодействие. Понимание речи начинает развиваться раньше, чем собственная речь. У ребёнка вначале формируется центр импрессивной речи (центр понимания речи), а центр экспрессивной речи (активной речи) формируется к 3 годам. Ребенок с самого рождения прислушивается к маминой и папиной речи. Ближе к году он уже должен поворачивать голову, если мама зовет его по имени; понимать слово «нельзя», простые просьбы, например, «дай ручку»; искать глазами папу, когда про него спрашивают: «Где папа?». Даже если ребенок не говорит, он должен пытаться объясняться с родителями с помощью жестов, мимики, интонаций и т.д.
А теперь задумайтесь, если ребенок в 2-3 года не говорит, не реагирует на обращенную к нему речь и не проявляет интерес к окружающим - это норма?
Источник: Canva
Речь - это лакмусовая бумажка развития мозговых структур. Нормы развития собраны воедино не для того, чтобы пугать родителей! Они нужны, чтобы специалисты и родители во всем мире следили за развитием ребенка и начинали бить тревогу, если ребенок отстает от норм. Ранняя диагностика и коррекция повышают эффективность в разы. Отставание в силу индивидуальных особенностей характера может быть, максимум, 2 месяца!
Как запускают речь в «Аисте»?
Целью программы для запуска речи является помощь ребенку в освоении и использовании коммуникативных навыков. Мы не ставим задачу научить ребенка повторять заученные фразы. Педагогическая коррекция в «Аисте» направлена на то, чтобы научить ребенка выражать своих мысли, потребности и эмоции, а так же взаимодействовать с окружающим миром.
При обращении к нам мы проводим консультацию по развитию речи, на основании которой составляем программу занятий. Помимо речи, нужно обратить внимание на психическое развитие. Речевое и психическое развитие тесно взаимосвязаны: задержка одного влечет задержку другого. На консультации специалист не только проводит опрос родителей, знакомится с анамнезом развития, но и наблюдает за ребенком, коммуницирует с ним, играет, проводит определенные тесты и пробы.
Источник: архив "Аиста"
Если у ребёнка темповая задержка речи, если он пытается общаться, взаимодействует с окружающими и в первую очередь с родителями, тогда программа занятий будет одна. Но если мы видим у ребёнка аутичные черты, у него нет самого желания общаться, тогда и коррекция будет другая, направленная на развитие мотивации к речевой деятельности. Про ранний детский аутизм и на что родителям обратить внимание, вы можете прочитать в другой статье в этом же разделе.
Программа по запуску речи включает в себя педагогическую коррекцию:
  • развитие доречевых навыков общения,
  • стимулирование ребенка к речи,
  • достраивание доречевого фундамента,
  • формирование высших психических функций,
  • расширение словаря,
  • работа над понимаем речи.
Источник: Canva
Аппаратные методики: метод Томатис, биоакустическая коррекция (БАК), высокочастотная терапия (ВЧТ), интервальная гипоксическая тренировка и т.д.
Аппаратные методики работают как «трамплин» для скачка в развитии, который можно совершить в более короткие сроки. Аудиотреапия Томатис и ВЧТ тренирует систему «ухо-мозг», они учат головной мозг воспринимать и обрабатывать слуховую информацию, в том числе и речь. Аудиотерапии позволяют в короткий срок восстановить утраченные функции. А интервальная гипоксическая тренировка работает на клеточно уровне. Она активирует спящие столовые клетки, ускоряет метаболизм и обновление клеток. Все методики, которые мы используем зарекомендовали себя как эффективные способы помощи детям.
Источник: архив "Аиста"
Сенсорная интеграция и нейрокоррекционные методики.
Как развивается обычный ребенок? Он играет, бегает, прыгает, всем интересуется - это и есть фундамент психического и интеллектуального развития. Сенсомоторика - это базис! О том, как неуклюжесть связано со школьными навыками, можете прочитать в другой статье о диспраксии в этом же разделе.

Ребенок может быть слишком восприимчив к определенным звукам, и совсем не замечать какой-то явный дискомфорт, например, холод. Его мозг не умеет правильно воспринимать и обрабатывать входящую информацию и выдавать на нее адекватный ответ. Кружение, махание руками, стереотипии тоже могут быть следствием сенсорной дезинтеграции. Нейрокоррекционные методики работают через тело. Сначала ребенок учится управлять своим телом, каждой мышцей и суставом, в том числе и артикуляционным аппаратом, а уже потом этот навык переносится на эмоции и поведение, развивается самоконтроль. Это определенный онтогенез развития, а сенсомоторика - одна из главных частей.
Источник: архив "Аиста"
В чем секрет «Аиста»? Мы работаем с причининами нарушений, выстраиваем фундамент для дальнейшего развития! Нам часто задают вопрос: «Всем ли можно запустить речь?». Отвечаем: "Основной массе детей - да". Но здесь стоит оговориться, что все зависит от характера речевого нарушения и потенциала ребенка. Если к нам на занятия приходит ребенок с признаками РАС, он не контактирует ни с кем, у него не сформированы навыки опрятности, гиперчуствительность к определенным звукам, то запустить речь за один курс занятий не удастся. Мы можем научить его повторять заученные фразы, но нам нужна осознанная речь. Поэтому мы будем настраивать все функции на правильную работу, формировать навыки и умения, а значит и коррекция будет долгая и кропотливая. Если же у ребенка только задержка речевого развития, то мы дадим «толчок» головному мозгу и всему организму для активации речи.
Источник: архив "Аиста"
Сенситивный период речи до 6 лет. Это время, когда нужно максимально уделить внимание речевому развитию. Что могут сделать родители для запуска речи?
  • Разговаривайте с ребенком как можно больше.
  • Всегда опускайтесь на один с ним уровень, чтобы он видел вашу мимику и артикуляцию.
  • Комментируйте свои и его действия, описывайте, что происходит вокруг.
  • Говорите простыми словами, которые будут понятны ребенку.
  • Подталкивайте ребенка к диалогу, подсказывайте, ждите, когда он ответит. Для этого делайте паузы и смотрите на него вопросительно, как бы ожидая ответа.
  • Читайте сказки, рассматривайте вместе картинки в книжках. Сказки должны соответствовать его возрасту. Бесполезно годовалому ребенку читать «Сказку о царе Салтане», выбирайте истории попроще. Заменяйте непонятные слова на понятные для ребенка.
  • Контролируйте время с гаджетами и телевизором. Ребенку нужно живое общение.
  • С раннего возраста делайте пальчиковую гимнастику и массаж пальцев.
  • Лепите, рисуйте, конструируйте. Это не только развивает мелкую моторику, но и обогащает словарный запас.
  • Знакомьте с разными сенсорными стимулами, проводите как можно больше времени на детских площадках, позволяйте ребенку прыгать, бегать, лазить.
  • Будьте внимательны к детскому развитию! Обратите внимание, как ребенок взаимодействует с окружающими, есть ли у него указательный и другие жесты, играет ли он с игрушками и т.д.
Источник: архив "Аиста"
Запишитесь на консультацию в «Аист»! Доверьтесь профессионалам детского развития!
2024-03-04 11:55