Дети с ЗПР позже начинают проявлять самостоятельность, на фоне сверстников кажутся младше своего возраста. Они не проявляют интерес к интеллектуальной деятельности, потому что им труднее, чем ровесникам, выполнить простое упражнение, соответствующее их возрасту. В их поведении преобладает игровая деятельность, а не познавательная.
Задержка психического развития не дает ребёнку раскрыть свой потенциал, учиться в полную силу, социализироваться. Если не скорректировать вовремя симптомы, то они будут мешать человеку всю жизнь. Возможно, сейчас, глядя на дошкольника, кажется «ничего, само пройдет». Но задумайтесь: у ребёнка впереди школа, институт, работа - вся жизнь. И трудности, которые сейчас кажутся «не такими уж и серьезными», будут накапливаться как снежный ком. Ребенок будет тратить больше ресурсов на вещи, которые его ровесникам даются легче. Возможно, что у него потенциал руководителя компании, но он не сможет его раскрыть, т.к. симптомы нарушения будут его «тормозить».
Задержка психического развития не дает ребёнку раскрыть свой потенциал, учиться в полную силу, социализироваться. Если не скорректировать вовремя симптомы, то они будут мешать человеку всю жизнь. Возможно, сейчас, глядя на дошкольника, кажется «ничего, само пройдет». Но задумайтесь: у ребёнка впереди школа, институт, работа - вся жизнь. И трудности, которые сейчас кажутся «не такими уж и серьезными», будут накапливаться как снежный ком. Ребенок будет тратить больше ресурсов на вещи, которые его ровесникам даются легче. Возможно, что у него потенциал руководителя компании, но он не сможет его раскрыть, т.к. симптомы нарушения будут его «тормозить».
Источник: Canva
Что такое ЗПР?
Это нарушение, которое проявляется в задержке формирования и развития психических функций и различных навыков. Ребенок отстает по нормам психического развития от своих сверстников.
Причины ЗПР могут быть самыми разными:
Признаки ЗПР
Если в 2-3 года тяжело увидеть признаки отставания, то в 4-5 лет они уже становятся явными. Рассмотрим разные сферы деятельности: что ребёнок должен уметь в 4-5 лет. Сравните навыки вашего малыша и то, что он уже должен уметь.
Это нарушение, которое проявляется в задержке формирования и развития психических функций и различных навыков. Ребенок отстает по нормам психического развития от своих сверстников.
Причины ЗПР могут быть самыми разными:
- поражения головного мозга вследствие врожденных заболеваний ребенка;
- проблемы во время беременности, сложные роды;
- заболевания матери: хронические и во время беременности;
- асоциальный образ жизни матери во время беременности;
- наследственные факторы;
- педагогическая запущенность и неблагоприятная среда.
Признаки ЗПР
Если в 2-3 года тяжело увидеть признаки отставания, то в 4-5 лет они уже становятся явными. Рассмотрим разные сферы деятельности: что ребёнок должен уметь в 4-5 лет. Сравните навыки вашего малыша и то, что он уже должен уметь.
Источник: Canva
Мышление и интеллект
Самообслуживание
Мы всегда говорим родителям: «Давайте своим детям больше самостоятельности!»
Например, ребёнок в детском саду ведет себя более самостоятельно, потому что там не мама, у которой он один, а воспитатель, у которой таких 30 несмышленышей. И каждого нужно одеть, застегнуть, успокоить, развлечь. И дети, глядя друг на друга, самостоятельно учатся новым навыкам. Или мы часто наблюдаем такую картину, когда мама спешит (мы понимаем, что у мам много дел и забот) и одевает ребёнка сама, чтобы было быстрее.
Узнайте у воспитателя, что ребёнок делает самостоятельно. Ребенок старше 5 лет уже может сам застегнуть и расстегнуть молнии и пуговицы, завязать шнурки и самостоятельно одеться. Дети в детском саду сами моют и вытирают руки, пользуются столовыми приборами и совершают элементарные гигиенические ритуалы.
- Ребёнок умеет находить отличия в схожих картинках, собирать пазлы, обобщать по категориям предметы (фрукты, одежда и т.д.).
- Запоминает простые стишки и песенки.
- Говорит предложениями, может составить рассказ по картинкам и поддержать диалог.
- Знает времена года и суток, цвета, формы, названия встречающихся в быту предметов.
- Его познавательная деятельность кипит! Он учится связывать между собой события, иногда приходя к самым неожиданным выводам. Это начало логического анализа.
Самообслуживание
Мы всегда говорим родителям: «Давайте своим детям больше самостоятельности!»
Например, ребёнок в детском саду ведет себя более самостоятельно, потому что там не мама, у которой он один, а воспитатель, у которой таких 30 несмышленышей. И каждого нужно одеть, застегнуть, успокоить, развлечь. И дети, глядя друг на друга, самостоятельно учатся новым навыкам. Или мы часто наблюдаем такую картину, когда мама спешит (мы понимаем, что у мам много дел и забот) и одевает ребёнка сама, чтобы было быстрее.
Узнайте у воспитателя, что ребёнок делает самостоятельно. Ребенок старше 5 лет уже может сам застегнуть и расстегнуть молнии и пуговицы, завязать шнурки и самостоятельно одеться. Дети в детском саду сами моют и вытирают руки, пользуются столовыми приборами и совершают элементарные гигиенические ритуалы.
Источник: Canva
Обучение
Сразу нужно оговориться, что мы не адепты раннего развития! Детский мозг формируется через активную деятельность - игру и общение. Это фундамент для дальнейшего обучения письму, счету и т.д.
Ребенок в 5-6 лет может сосчитать до 10. Он уже может сравнивать и знает характеристики предметов. Может быть, знает пару-тройку английских слов из мультиков. Причем, достаточно занятий, которые проводятся в детском саду, и знаний, которые ребенок получает из окружающего мира и, наблюдая за взрослыми.
Речевое развитие: сенситивный период речи до 6 лет. К 5-6 года у ребёнка должна быть связная речь.
Ребенок в этом возрасте
Память
К 5 годам ребёнок должен:
Крупная и мелкая моторика
Сразу нужно оговориться, что мы не адепты раннего развития! Детский мозг формируется через активную деятельность - игру и общение. Это фундамент для дальнейшего обучения письму, счету и т.д.
Ребенок в 5-6 лет может сосчитать до 10. Он уже может сравнивать и знает характеристики предметов. Может быть, знает пару-тройку английских слов из мультиков. Причем, достаточно занятий, которые проводятся в детском саду, и знаний, которые ребенок получает из окружающего мира и, наблюдая за взрослыми.
Речевое развитие: сенситивный период речи до 6 лет. К 5-6 года у ребёнка должна быть связная речь.
Ребенок в этом возрасте
- подбирает антонимы и и синонимы,
- изменяет форму глагола по падежам и лицам,
- понимает основную мысль в услышанном,
- имеет развитый фонематический слух: может дифференцировать звуки в словах, делить слова на слоги.
Память
К 5 годам ребёнок должен:
- запоминать несколько предметов на картинке;
- улавливать и пересказывать основной смысл услышанного короткого текста;
- заучивать простые стишки и потешки;
- запоминать и петь любимые песни.
Крупная и мелкая моторика
- С 4 лет ребёнок уже правильно держит карандаш, ручку или кисточку.
- Умеет закрашивать картинки, не выходя за контур, и аккуратно обводит рисунок.
- Его двигательные навыки уже достаточно хорошо развиты: он умеет лазить по горкам, прыгать и стоять на одной ноге, кататься на велосипеде/самокате. Во время бега и ходьбы "не собирает все углы".
Источник: Canva
Обратите внимание на развитие интеллектуальных способностей. Задержка психического развития тормозит, именно, их.
Внимание
Память
Речь
Поведение
Моторное развитие
У детей с задержкой психического развития могут быть аутичные черты:
Внимание
- Это основной симптом ЗПР, который проявляется во всем. Ребёнок не может концентрировать внимание на одной деятельности.
- Внимание кратковременное и неустойчивое.
Память
- Она тоже страдает при ЗПР, как у другие ВПФ. Память избирательна и мозаична: ребенок помнит фрагменты и путает порядок действий, например, что он делал сегодня в детском саду.
- Дети с ЗПР плохо запоминают информацию, особенно на слух. Обучение необходимо подкреплять визуальной информацией и подсказками.
Речь
- Задержка речи всегда влечет за собой задержку и психического развития, и наоборот. У детей с ЗПР маленький словарный запас, страдает как грамматическая, так и лексическая составляющая, искажается артикуляция, нарушается слуховая дифференциация.
- Ребенок с трудом составляет рассказ по сюжетным картинкам.
- Использует простые предложения.
- При пересказе путает главную и второстепенную сюжетную линию.
Поведение
- У детей с ЗПР могут быть проблемы с адаптацией и социализацией. Чаще всего они замкнуты, чересчур тревожны, инфантильны. Но могут быть и гиперактивны.
- Характерно для всех детей - это эмоциональная неустойчивость, они капризны. Настроение быстро меняется, могут быть вспышки агрессии.
- Дети с ЗПР нарушают дисциплину, им необходимы четкие правила и распорядок дня.
Моторное развитие
- При ЗПР так же страдает физическое развитие: дети неуклюжи, им тяжелее даются моторные навыки.
- Ребенок может выглядеть младше своего возраста, ниже ровесников.
У детей с задержкой психического развития могут быть аутичные черты:
- в стрессовых и эмоциональных ситуациях могут возникать стереотипии;
- проблемы с социализацией и коммуникацией;
- зацикленность на определённых интересах;
- проблемы с эмоциями;
- навыки самообслуживания формируются позже, чем у нейротипичных детей;
- эхолалии.
Источник: архив "Аиста"
Коррекция задержки психического развития в «Аисте»
Сначала специалист проводит диагностику, чтобы определить степень отставания и пробелы в развитии. Диагностика включает в себя
Коррекционные занятия - это главная часть. Работой над состоянием ребенка занимаются нейропсихолог, логопед, дефектолог, детский психолог. Ведется работа над развитием когнитивных способностей, речевым развитием, моторными навыками и навыками самообслуживания.
При необходимости специалист советует пройти курс аппаратных методик таких, как интервальная гипоксическая тренировка (ИГТ), метод Томатис, биоакустическая коррекция, Корвит и т.д. Описание методик есть на сайте в разделе «Программы». Ребенку может быть назначен массаж для укрепления мышц, снятия напряжения и улучшения циркуляции крови и энергообмена питательных веществ.
Запишитесь на консультацию! Задержку психического развития можно и нужно преодолеть, но для этого нужна работа в тандеме "коррекционные педагоги-ребенок-родители".
Сначала специалист проводит диагностику, чтобы определить степень отставания и пробелы в развитии. Диагностика включает в себя
- нейропсихологический подход: оценивается уровень сформированности ВПФ, развитие отделов головного мозга;
- психолого-педагогический подход: анализируются психические возможности ребенка, травмы, ментальные патологии;
- логопедический подход - развитие речи и состояние артикуляционного аппарата;
- другие необходимые методики, в том числе и аппаратные.
Коррекционные занятия - это главная часть. Работой над состоянием ребенка занимаются нейропсихолог, логопед, дефектолог, детский психолог. Ведется работа над развитием когнитивных способностей, речевым развитием, моторными навыками и навыками самообслуживания.
При необходимости специалист советует пройти курс аппаратных методик таких, как интервальная гипоксическая тренировка (ИГТ), метод Томатис, биоакустическая коррекция, Корвит и т.д. Описание методик есть на сайте в разделе «Программы». Ребенку может быть назначен массаж для укрепления мышц, снятия напряжения и улучшения циркуляции крови и энергообмена питательных веществ.
Запишитесь на консультацию! Задержку психического развития можно и нужно преодолеть, но для этого нужна работа в тандеме "коррекционные педагоги-ребенок-родители".