Дети с ЗПР позже начинают проявлять самостоятельность, на фоне сверстников кажутся младше своего возраста. Они не проявляют интерес к интеллектуальной деятельности, потому что им труднее, чем ровесникам, выполнить простое упражнение, соответствующее их возрасту. В их поведении преобладает игровая деятельность, а не познавательная.
Задержка психического развития не дает ребёнку раскрыть свой потенциал, учиться в полную силу, социализироваться. Если не скорректировать вовремя симптомы, то они будут мешать человеку всю жизнь. Возможно, сейчас, глядя на дошкольника, кажется «ничего, само пройдет». Но задумайтесь: у ребёнка впереди школа, институт, работа - вся жизнь. И трудности, которые сейчас кажутся «не такими уж и серьезными», будут накапливаться как снежный ком. Ребенок будет тратить больше ресурсов на вещи, которые его ровесникам даются легче. Возможно, что у него потенциал руководителя компании, но он не сможет его раскрыть, т.к. симптомы нарушения будут его «тормозить».
Источник: Canva
Что такое ЗПР? Это нарушение, которое проявляется в задержке формирования и развития психических функций и различных навыков. Ребенок отстает по нормам психического развития от своих сверстников.
Причины ЗПР могут быть самыми разными:
поражения головного мозга вследствие врожденных заболеваний ребенка;
проблемы во время беременности, сложные роды;
заболевания матери: хронические и во время беременности;
асоциальный образ жизни матери во время беременности;
наследственные факторы;
педагогическая запущенность и неблагоприятная среда.
Признаки ЗПР Если в 2-3 года тяжело увидеть признаки отставания, то в 4-5 лет они уже становятся явными. Рассмотрим разные сферы деятельности: что ребёнок должен уметь в 4-5 лет. Сравните навыки вашего малыша и то, что он уже должен уметь.
Источник: Canva
Мышление и интеллект
Ребёнок умеет находить отличия в схожих картинках, собирать пазлы, обобщать по категориям предметы (фрукты, одежда и т.д.).
Запоминает простые стишки и песенки.
Говорит предложениями, может составить рассказ по картинкам и поддержать диалог.
Знает времена года и суток, цвета, формы, названия встречающихся в быту предметов.
Его познавательная деятельность кипит! Он учится связывать между собой события, иногда приходя к самым неожиданным выводам. Это начало логического анализа.
Самообслуживание Мы всегда говорим родителям: «Давайте своим детям больше самостоятельности!» Например, ребёнок в детском саду ведет себя более самостоятельно, потому что там не мама, у которой он один, а воспитатель, у которой таких 30 несмышленышей. И каждого нужно одеть, застегнуть, успокоить, развлечь. И дети, глядя друг на друга, самостоятельно учатся новым навыкам. Или мы часто наблюдаем такую картину, когда мама спешит (мы понимаем, что у мам много дел и забот) и одевает ребёнка сама, чтобы было быстрее. Узнайте у воспитателя, что ребёнок делает самостоятельно. Ребенок старше 5 лет уже может сам застегнуть и расстегнуть молнии и пуговицы, завязать шнурки и самостоятельно одеться. Дети в детском саду сами моют и вытирают руки, пользуются столовыми приборами и совершают элементарные гигиенические ритуалы.
Источник: Canva
Обучение Сразу нужно оговориться, что мы не адепты раннего развития! Детский мозг формируется через активную деятельность - игру и общение. Это фундамент для дальнейшего обучения письму, счету и т.д. Ребенок в 5-6 лет может сосчитать до 10. Он уже может сравнивать и знает характеристики предметов. Может быть, знает пару-тройку английских слов из мультиков. Причем, достаточно занятий, которые проводятся в детском саду, и знаний, которые ребенок получает из окружающего мира и, наблюдая за взрослыми.
Речевое развитие: сенситивный период речи до 6 лет. К 5-6 года у ребёнка должна быть связная речь. Ребенок в этом возрасте
подбирает антонимы и и синонимы,
изменяет форму глагола по падежам и лицам,
понимает основную мысль в услышанном,
имеет развитый фонематический слух: может дифференцировать звуки в словах, делить слова на слоги.
Память К 5 годам ребёнок должен:
запоминать несколько предметов на картинке;
улавливать и пересказывать основной смысл услышанного короткого текста;
заучивать простые стишки и потешки;
запоминать и петь любимые песни.
Крупная и мелкая моторика
С 4 лет ребёнок уже правильно держит карандаш, ручку или кисточку.
Умеет закрашивать картинки, не выходя за контур, и аккуратно обводит рисунок.
Его двигательные навыки уже достаточно хорошо развиты: он умеет лазить по горкам, прыгать и стоять на одной ноге, кататься на велосипеде/самокате. Во время бега и ходьбы "не собирает все углы".
Источник: Canva
Обратите внимание на развитие интеллектуальных способностей. Задержка психического развития тормозит, именно, их.
Внимание
Это основной симптом ЗПР, который проявляется во всем. Ребёнок не может концентрировать внимание на одной деятельности.
Внимание кратковременное и неустойчивое.
Память
Она тоже страдает при ЗПР, как у другие ВПФ. Память избирательна и мозаична: ребенок помнит фрагменты и путает порядок действий, например, что он делал сегодня в детском саду.
Дети с ЗПР плохо запоминают информацию, особенно на слух. Обучение необходимо подкреплять визуальной информацией и подсказками.
Речь
Задержка речи всегда влечет за собой задержку и психического развития, и наоборот. У детей с ЗПР маленький словарный запас, страдает как грамматическая, так и лексическая составляющая, искажается артикуляция, нарушается слуховая дифференциация.
Ребенок с трудом составляет рассказ по сюжетным картинкам.
Использует простые предложения.
При пересказе путает главную и второстепенную сюжетную линию.
Поведение
У детей с ЗПР могут быть проблемы с адаптацией и социализацией. Чаще всего они замкнуты, чересчур тревожны, инфантильны. Но могут быть и гиперактивны.
Характерно для всех детей - это эмоциональная неустойчивость, они капризны. Настроение быстро меняется, могут быть вспышки агрессии.
Дети с ЗПР нарушают дисциплину, им необходимы четкие правила и распорядок дня.
Моторное развитие
При ЗПР так же страдает физическое развитие: дети неуклюжи, им тяжелее даются моторные навыки.
Ребенок может выглядеть младше своего возраста, ниже ровесников.
У детей с задержкой психического развития могут быть аутичные черты:
в стрессовых и эмоциональных ситуациях могут возникать стереотипии;
проблемы с социализацией и коммуникацией;
зацикленность на определённых интересах;
проблемы с эмоциями;
навыки самообслуживания формируются позже, чем у нейротипичных детей;
эхолалии.
При правильно подобранном коррекционном маршруте подобные черты уходят сами собой, ребенок усваивает новые модели поведения, навыки и знания.
Источник: архив "Аиста"
Коррекция задержки психического развития в «Аисте» Сначала специалист проводит диагностику, чтобы определить степень отставания и пробелы в развитии. Диагностика включает в себя
нейропсихологический подход: оценивается уровень сформированности ВПФ, развитие отделов головного мозга;
психолого-педагогический подход: анализируются психические возможности ребенка, травмы, ментальные патологии;
логопедический подход - развитие речи и состояние артикуляционного аппарата;
другие необходимые методики, в том числе и аппаратные.
Коррекционные занятия - это главная часть. Работой над состоянием ребенка занимаются нейропсихолог, логопед, дефектолог, детский психолог. Ведется работа над развитием когнитивных способностей, речевым развитием, моторными навыками и навыками самообслуживания.
При необходимости специалист советует пройти курс аппаратных методик таких, как интервальная гипоксическая тренировка (ИГТ), метод Томатис, биоакустическая коррекция, Корвит и т.д. Описание методик есть на сайте в разделе «Программы». Ребенку может быть назначен массаж для укрепления мышц, снятия напряжения и улучшения циркуляции крови и энергообмена питательных веществ.
Запишитесь на консультацию! Задержку психического развития можно и нужно преодолеть, но для этого нужна работа в тандеме "коррекционные педагоги-ребенок-родители".