Аудиотерапия Томатис – это нейросенсорная слуховая стимуляция, она перепрограммирует работу системы «ухо-мозг», в результате чего повышается качество передачи и обработки звуковых сообщений в головном мозге.
Основоположником метода является французский отоларинголог Альфред Томатис. Метод основан на его теории, что ухо - это целая и интегрированная система, т.е. единый сенсорно-моторный орган. Ухо человека является не только органом чувств, воспринимающим звуки, в нем еще располагается вестибулярный аппарат, который отвечает за двигательные функции и равновесие. И все это соединено с головным мозгом.
Основоположником метода является французский отоларинголог Альфред Томатис. Метод основан на его теории, что ухо - это целая и интегрированная система, т.е. единый сенсорно-моторный орган. Ухо человека является не только органом чувств, воспринимающим звуки, в нем еще располагается вестибулярный аппарат, который отвечает за двигательные функции и равновесие. И все это соединено с головным мозгом.
Источник: https://www.tomatis.com Альфред Томатис
Альфред Томатис различал функции уха: «слышать» и «слушать». Ребенок может хорошо слышать, но не слушать, что ему говорят. В чем разница? Слушание - это способность воспринимать и перерабатывать поступающую информацию. Мы слушаем собеседника, запоминаем, что он нам говорит, думаем над ответом и отвечаем. А слышание - это пассивный процесс, мы можем прекрасно слышать, что нам говорит собеседник, но не воспринимать и не понимать о чем. Получается, что главная функция уха - это слушать, а не слышать. Человек слушает не ушами, а головным мозгом, ухо только принимает сигнал, а головной мозг делает всю остальную работу: обрабатывает и дает адекватный ответ.
Во время аудио-тренировок по методу А.Томатиса ребёнок слушает музыку через специальные наушники, в которых звук передается через воздушную и костную проводимость. В наушники встроен вибратор, соприкасающийся с теменем, и формирующий сигнал, воспринимаемый слуховой системой через костную проводимость. В методе Томатис используется не просто музыка Моцарта и григорианские хоралы, они обрабатываются специальным образом через фильтры. Суть тренировки заключается том, что мозг учится слушать, воспринимать, обрабатывать и различать разные частоты, образовывая новые нейронные связи. Музыка в наушниках постоянно «удивляет» мозг, и он начинает активно работать и адаптироваться.
Во время аудио-тренировок по методу А.Томатиса ребёнок слушает музыку через специальные наушники, в которых звук передается через воздушную и костную проводимость. В наушники встроен вибратор, соприкасающийся с теменем, и формирующий сигнал, воспринимаемый слуховой системой через костную проводимость. В методе Томатис используется не просто музыка Моцарта и григорианские хоралы, они обрабатываются специальным образом через фильтры. Суть тренировки заключается том, что мозг учится слушать, воспринимать, обрабатывать и различать разные частоты, образовывая новые нейронные связи. Музыка в наушниках постоянно «удивляет» мозг, и он начинает активно работать и адаптироваться.
Источник: архив "Аиста"
Почему вокруг метода Томатиса столько противоречий? Все просто - от незнания.
После Томатиса будет откат?
У большинства детей с нарушениями развития, например, с РАС преобладает костное слуховое внимание. При нем ребёнок находится внутри себя, как бы на своей волне: не отзывается на имя, чаще всего у детей преобладает полевое поведение, они не могут сконцентрировать внимание на одной игрушке, деятельности. А воздушная проводимость работает с дисфункцией, мозг не обрабатывает поступающие сигналы как должен, в результате:
Воздушная проводимость - это окружающий мир со всеми разнообразными звуками, она должна быть в приоритете. Детское развитие всегда идет по определенным этапам. Сначала развивается понимание речи, мозг учится воспринимать и обрабатывать звуки правильно, а дальше уже развивается собственная речь. На нашем сайте в блоге есть статья про обращенную речь.
В методе Томатис используется ориентировочный рефлекс, с помощью которого повышается открытость сознания к новой информации, способствуя образованию новых нейронных связей. Томатис улучшает слуховое внимание, ориентировочную реакцию на имя, помогает научиться различать звуки речи. Ребенок слышит мир, он начинает им интересоваться, изучать его. Познавательные функции - это основа психоречевого развития и коммуникации. Томатис помогает выстроить фундамент для речевого развития, а именно, учит воспринимать, обрабатывать и различать окружающие звуки.
Родители говорят: «Он как будто бы проснулся и сейчас с нами здесь, а не в себе, как раньше». Ребенок начинает обращать внимание на окружающие звуки, оборачиваться на мамин голос и свое имя, улучшается зрительный контакт. С ним становится легче договориться.
Почему родители считают, что после Томатиса наступает откат?
Томатис помогает «включить» слуховое внимание по воздушной проводимости. Когда это наступает, ребенок внезапно попадает в мир новых звуков. Мир был «тихим», а стал «громким и разным». Предсказуемость важна для любого ребенка, особенно с РАС, новое его будоражит и пугает. Представьте, что вы находились в тихой комнате, и резко застучал барабан и заработала дрель - так чувствует себя ребенок.
После Томатиса будет откат?
У большинства детей с нарушениями развития, например, с РАС преобладает костное слуховое внимание. При нем ребёнок находится внутри себя, как бы на своей волне: не отзывается на имя, чаще всего у детей преобладает полевое поведение, они не могут сконцентрировать внимание на одной игрушке, деятельности. А воздушная проводимость работает с дисфункцией, мозг не обрабатывает поступающие сигналы как должен, в результате:
- гиперчувствительность к определенным звукам,
- или наоборот ребенок не обращает внимание на определенные звуки,
- не понимает обращенную речь,
- он не может сконцентрировать внимание на какой-либо деятельности.
Воздушная проводимость - это окружающий мир со всеми разнообразными звуками, она должна быть в приоритете. Детское развитие всегда идет по определенным этапам. Сначала развивается понимание речи, мозг учится воспринимать и обрабатывать звуки правильно, а дальше уже развивается собственная речь. На нашем сайте в блоге есть статья про обращенную речь.
В методе Томатис используется ориентировочный рефлекс, с помощью которого повышается открытость сознания к новой информации, способствуя образованию новых нейронных связей. Томатис улучшает слуховое внимание, ориентировочную реакцию на имя, помогает научиться различать звуки речи. Ребенок слышит мир, он начинает им интересоваться, изучать его. Познавательные функции - это основа психоречевого развития и коммуникации. Томатис помогает выстроить фундамент для речевого развития, а именно, учит воспринимать, обрабатывать и различать окружающие звуки.
Родители говорят: «Он как будто бы проснулся и сейчас с нами здесь, а не в себе, как раньше». Ребенок начинает обращать внимание на окружающие звуки, оборачиваться на мамин голос и свое имя, улучшается зрительный контакт. С ним становится легче договориться.
Почему родители считают, что после Томатиса наступает откат?
Томатис помогает «включить» слуховое внимание по воздушной проводимости. Когда это наступает, ребенок внезапно попадает в мир новых звуков. Мир был «тихим», а стал «громким и разным». Предсказуемость важна для любого ребенка, особенно с РАС, новое его будоражит и пугает. Представьте, что вы находились в тихой комнате, и резко застучал барабан и заработала дрель - так чувствует себя ребенок.
Источник: Canva
Мама: «Ребенок стал непослушным после Томатиса» или «Он теперь в магазине/на улице подбегает ко всем подряд и смотрит на людей».
Задумайтесь, раньше ребенок шел рядом с вами «послушный» и никак не реагировал на мир вокруг. А теперь многое для него стало интересно - это познавательная функция. Конечно, когда к незнакомым людям подбегает и пристально смотрит в глаза двухлетний малыш - это одно, и совсем другое, когда это делает 5-6-летний ребенок. Но детское развитие идет по определенным этапам, не получится перескочить определенную ступень.
На адаптацию всегда нужно время. Чем чувствительнее аудио-вестибулярная система, тем сильнее реакция. Например, многие из нас не выносят звук трущегося пенопласта, а ребёнок похожим образом может воспринимать любой звук, на который теперь он начинает обращать внимание. Чем выраженнее реакция, тем глубже нарушение. Период адаптации проходит, ребенок успокаивается. Да, это трудно. И мы понимаем, что и мамам тяжело. Но нам же нужно приблизить ребенка к норме?
Томатис вызывает эпилепсию?
Эпилепсия не возникает на пустом месте. Если есть эпи-готовность, то приступ может быть спровоцирован чем угодно, что может перестимулировать мозг ребёнка, вплоть до физических нагрузок или интенсивных занятий с логопедом. Кстати, совсем недавно считалось, что и массаж может спровоцировать эпилепсию.
В методе Томатис используется частотный диапазон звука от 125 до 8000 Гц, что соответствует звукам русского языка. А в повседневной жизни мы слышим и нормально воспринимаем частотный диапазон до 20000 Гц.
*С 2018 по 2022 год на базе детских неврологических клиник «Прогноз» и «Доктрина» (Санкт-Петербург) проводилось исследование, в котором приняли участие 820 детей, возраст от 2,5 до 6,5 лет. У 73,5% (602 человека) регистрировались субклинические эпилептиформные изменения на ЭЭГ, а у 26,5% (218 человек) был установлен диагноз эпилепсия. 62,5% детей принимали антиконвульсанты.
Все дети прослушали курс аудиотренинга по методу А.Томатиса на оборудование Besson of Switzerland.
Результат: 80,3% испытуемых имели стабильные показатели ЭЭГ до, во время и после. У 11,5% детей отмечалось снижение индекса представленности эпилептиформных изменений во время и после. У 8,2% детей имелась тенденция к ухудшению показателей ЭЭГ, они не закончили курс. Томатис не усугубляет картину ЭЭГ и может быть использован в реабилитации детей с эпилепсией.
Задумайтесь, раньше ребенок шел рядом с вами «послушный» и никак не реагировал на мир вокруг. А теперь многое для него стало интересно - это познавательная функция. Конечно, когда к незнакомым людям подбегает и пристально смотрит в глаза двухлетний малыш - это одно, и совсем другое, когда это делает 5-6-летний ребенок. Но детское развитие идет по определенным этапам, не получится перескочить определенную ступень.
На адаптацию всегда нужно время. Чем чувствительнее аудио-вестибулярная система, тем сильнее реакция. Например, многие из нас не выносят звук трущегося пенопласта, а ребёнок похожим образом может воспринимать любой звук, на который теперь он начинает обращать внимание. Чем выраженнее реакция, тем глубже нарушение. Период адаптации проходит, ребенок успокаивается. Да, это трудно. И мы понимаем, что и мамам тяжело. Но нам же нужно приблизить ребенка к норме?
Томатис вызывает эпилепсию?
Эпилепсия не возникает на пустом месте. Если есть эпи-готовность, то приступ может быть спровоцирован чем угодно, что может перестимулировать мозг ребёнка, вплоть до физических нагрузок или интенсивных занятий с логопедом. Кстати, совсем недавно считалось, что и массаж может спровоцировать эпилепсию.
В методе Томатис используется частотный диапазон звука от 125 до 8000 Гц, что соответствует звукам русского языка. А в повседневной жизни мы слышим и нормально воспринимаем частотный диапазон до 20000 Гц.
*С 2018 по 2022 год на базе детских неврологических клиник «Прогноз» и «Доктрина» (Санкт-Петербург) проводилось исследование, в котором приняли участие 820 детей, возраст от 2,5 до 6,5 лет. У 73,5% (602 человека) регистрировались субклинические эпилептиформные изменения на ЭЭГ, а у 26,5% (218 человек) был установлен диагноз эпилепсия. 62,5% детей принимали антиконвульсанты.
Все дети прослушали курс аудиотренинга по методу А.Томатиса на оборудование Besson of Switzerland.
Результат: 80,3% испытуемых имели стабильные показатели ЭЭГ до, во время и после. У 11,5% детей отмечалось снижение индекса представленности эпилептиформных изменений во время и после. У 8,2% детей имелась тенденция к ухудшению показателей ЭЭГ, они не закончили курс. Томатис не усугубляет картину ЭЭГ и может быть использован в реабилитации детей с эпилепсией.
Источник: Canva
Лечит ли Томатис аутизм? При каких диагнозах он эффективен?
Нет, аутизм ничего не летит. Реабилитация аутизма - это долгая педагогическая коррекция. Работа с логопедами, дефектологами, нейропсихологами, разные виды аппаратных стимуляций и прочее - это все входит в реабилитацию ребенка с РАС. У детей с аутизмом есть проблемы с пониманием обращенной речи. У них все отлично со слухом, но обработка самой речи затруднена. Эту проблему решает метод Томатис, он тренирует систему «ухо-мозг».
Аудиотерапия Томатис показана детям с РАС, алалией, слухоречевой агнозией, ЗРР, ЗПР и другими нарушениями, при которых есть проблемы со слуховым вниманием и памятью.
Нет, аутизм ничего не летит. Реабилитация аутизма - это долгая педагогическая коррекция. Работа с логопедами, дефектологами, нейропсихологами, разные виды аппаратных стимуляций и прочее - это все входит в реабилитацию ребенка с РАС. У детей с аутизмом есть проблемы с пониманием обращенной речи. У них все отлично со слухом, но обработка самой речи затруднена. Эту проблему решает метод Томатис, он тренирует систему «ухо-мозг».
Аудиотерапия Томатис показана детям с РАС, алалией, слухоречевой агнозией, ЗРР, ЗПР и другими нарушениями, при которых есть проблемы со слуховым вниманием и памятью.
Источник: архив "Аиста"
Какая разница между методом Томатис и БАК (Биоакустическая коррекция)?
Воздействие в обоих методиках происходит посредством прослушивания звукового ряда в наушниках, но у них разные механизмы действия. БАК - это коррекция электрической активности мозга (его электроэнцефалограммы) самим же мозгом посредством обратной связи, в качестве которой выступает набор звуков. БАК учит организм саморегуляции.
При прослушивании аудиотренинга по методу А.Томатиса специальным образом обработанная музыка тренирует мышцы слуховой системы, а определенные частоты активизируют конкретные участки мозга. При методе Томатис используются специальные наушники. Томатис - это стимуляция.
Воздействие в обоих методиках происходит посредством прослушивания звукового ряда в наушниках, но у них разные механизмы действия. БАК - это коррекция электрической активности мозга (его электроэнцефалограммы) самим же мозгом посредством обратной связи, в качестве которой выступает набор звуков. БАК учит организм саморегуляции.
При прослушивании аудиотренинга по методу А.Томатиса специальным образом обработанная музыка тренирует мышцы слуховой системы, а определенные частоты активизируют конкретные участки мозга. При методе Томатис используются специальные наушники. Томатис - это стимуляция.
"Настоящий" и "ненастоящий" Томатис
Это споры между производителями. Есть несколько производителей оборудования для терапии. Но сам аудитренинг основан на принципах, разработанных Альфредом Томатисом.
Это споры между производителями. Есть несколько производителей оборудования для терапии. Но сам аудитренинг основан на принципах, разработанных Альфредом Томатисом.
Источник: архив "Аиста"
Томатис зарекомендовал себя во всем мира как эффективный метод неинвазивной педагогической коррекции. В «Аисте» программы прослушивания составляются индивидуально для каждого ребенка.
Ждем вас в « Аисте»!
*Авторы: Коньшина Н.В., Ефимова В.Л., Ефимов И.О., Мазурова И.С. — Возможность использования аудиотерапии А. Томатиса при эпилепсии у детей // Психология и Психотехника. – 2023. – № 2. – С. 24 - 35. DOI: 10.7256/2454-0722.2023.2.40052 EDN: FJLYLZ Источник: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=40052
Ждем вас в « Аисте»!
*Авторы: Коньшина Н.В., Ефимова В.Л., Ефимов И.О., Мазурова И.С. — Возможность использования аудиотерапии А. Томатиса при эпилепсии у детей // Психология и Психотехника. – 2023. – № 2. – С. 24 - 35. DOI: 10.7256/2454-0722.2023.2.40052 EDN: FJLYLZ Источник: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=40052