Статьи

Синдром дефицита внимания и гиперактивности: как понять ребёнка с СДВГ и помочь ему?

СДВГ характеризуется преобладанием в центральной нервной системе процессов возбуждения над процессами торможения. Лобные доли головного мозга «созревают» с опозданием, отсюда и все проблемы детей с СДВГ. Именно, лобные доли обеспечивают мотивацию, планирование и исполнение цели и целенаправленное поведение.
Исследования последних лет показывают, что дисфункции обнаруживаются в следующих отделах ЦНС:
  1. ассоциативная кора больших полушарий;
  2. базальные ганглии;
  3. таламус;
  4. мозжечок;
  5. префронтальная кора.
Источник: Canva
Как понять ребёнка с СДВГ?
Если понаблюдать за ребенком с СДВГ, то его поведение отличается от поведения основной массы сверстников. Он кажется невоспитанным, гиперактивным, шумным, суетливым, непослушным и т.д.
Если вы не верите в СДВГ, то представьте, вы пришли с работы и думаете: «Сейчас приготовлю ужин и лягу спать пораньше». ВДРУГ! Звонок в дверь, ваши родственники из Калуги решили устроить вам сюрприз! Ну ладно, не выгонять же их, вы начали накрывать на стол. ВДРУГ! Вам звонит сосед и сообщает, что он поцарапал вашу машину, когда парковался рядом. Вы спускаетесь во двор, осматриваете свой автомобиль. ВДРУГ! К вам подбегает другой сосед и кричит, что его беременной жене плохо, а скорая не едет, и просит вас отвезти ее в больницу. Ну как?

Или же другой пример, вы сидите дома и делаете срочный отчет, а в это время в соседней комнате домочадцы празднуют День Рождения! Кстати, родственники из Калуги тоже тут))) В соседней комнате люди веселятся, смеются, а вы тут сидите с Экселем и Вордом. А еще каждые 5 минут в комнату кто-то заглядывает со словами: «Ну скоро еще?», «Айда веселиться!» Даже взрослому человеку будет трудно концентрировать внимание на работе. Да, это утрированные примеры, но ребёнок с СДВГ чувствует себя, примерно, также. Он отвлекается, потому что его мозг не может долго концентрировать внимание на одной деятельности. А тем более если она скучная, например, уроки. Уроки - дело скучное, с этим не поспоришь.
Источник: Canva
Основные симптомы и признаки СДВГ
Концентрация внимания:
  1. Невнимательность. Ребёнку трудно длительно концентрировать внимание.
  2. Он не обращает внимание на мелкие детали, делает небрежные ошибки в любой деятельности.
  3. Ему тяжело спокойно сидеть и концентрировать внимание. Кстати, не только на уроке, это касается любой деятельности, которая этого требует.
  4. Вам кажется, что ребёнок специально не слушает, что вы ему говорите.
  5. Ему тяжело следовать инструкциям, он забывает конечную цель.
  6. Не любит любую деятельность, которая требует умственных усилий в течение долгого времени.
  7. Легко отвлекается.
  8. Постоянно что-то забывает, теряет, где-то оставляет.
  9. Ребёнку тяжело самостоятельно сесть за выполнение домашнего задания, собрать портфель, собраться в школу и т.д.
  10. Родителям, учителям приходится ему обо всем напоминать.

Импульсивность и гиперактивность:
  1. Ребёнок сначала сделает, а потом подумает.
  2. Ему тяжело усидеть на месте, «хочу» преобладает над «надо».
  3. Он постоянно в движении, ерзает на стуле, вертит ложкой, дрыгает ногами под столом и т.д.
  4. Бегает, прыгает, даже когда это не целесообразно.
  5. Может встать и уйти во время урока или еще где-нибудь, где нужно спокойно посидеть.
  6. Не может играть в спокойные игры. Даже если ребенку нравится настольная игра, ему тяжело соблюдать правила, следить за ходом игры.
  7. Слишком много говорит, даже с незнакомыми людьми, перескакивает с темы на тему.
  8. Не дожидается, когда до конца зададут вопрос, начинает на него отвечать.
  9. Постоянно перебивает, не дает договорить до конца.
  10. Очереди для ребенка с СДВГ - это мука. Как и для родителей, если ребёнок с ними)))
Источник: архив Центра "Аист"
Лечится ли СДВГ?
Часто можно услышать: «СДВГ - выдуманная болезнь!», «Нужно быть построже!», «Они все сейчас такие!»
Нет, не все современные дети такие! Признаки должны быть на постоянной основе. Длительность проявления симптомов более 6 месяцев. Ребенок ведет себя так в школе, дома, в гостях, в магазине - везде. Важно понимать, что он такой не потому что невоспитанный или вредный. Он не может по другому. Поверьте, эти симптомы ему самому мешают не меньше, чем окружающим. Но это проблема биологического характера. Жесткие меры, авторитарные методы воспитания, наказания, запреты не помогут.
Тогда что поможет?
Необходимо учить ребенка с СДВГ планированию и самоорганизации. В работе с детьми с СДВГ мы применяем нейрокоррекционные методики. Нейрокоррекционные методики работают через движение. Сначала ребенок учится управлять своим телом, концентрировать внимание на своих движениях, а уже потом эти навыки переносятся на эмоции и поведение. Так же развиваются и нейротипичные дети.
Что делать родителям?
Предлагаем вам несколько правил, которые помогут наладить отношения с ребенком и соблюдать границы.

  1. Измените свое отношение к ребенку, примите его таким, какой он есть.
  2. Будьте последовательны в словах и действиях. Если сказали «нет», значит «нет». Лучше будьте с ним честны, не давайте обещания, которые не сможете выполнить.
  3. Говорите с ребенком спокойно и медленно. Не позволяйте эмоциям захлестнуть вас. Крики и ругать дети все равно не усваивают.
  4. Возьмите на заметку позитивную модель воспитания: хвалите и подчеркивайте успехи.
  5. Замените слово «нельзя» на предоставление альтернативы. Это не относится к ситуациям, связанных с безопасностью. Например, «ты сейчас постоишь спокойно, а когда мы выйдем на улицу, то там и попрыгаешь». Во-первых, надо говорить с ребенком спокойно и сдержанно, даже если вы что-либо ему запрещаете. А во-вторых, дайте ему возможность выбора.
  6. На «нет» ребенок с СДВГ отреагирует, скорее всего, непослушанием. Дайте ему право выбора между последствиями его поведения. Спокойно расскажите о последствиях.
  7. Требования должны быть адекватными, не завышенными, но и не заниженными. Он может не меньше, чем любой другой ребенок, но это дается ему труднее.
  8. Разбивайте деятельность на мелкие задачи.
  9. Давайте четкие инструкции.
  10. Ваше спокойствие - это ориентир для ребенка с СДВГ.
  11. У детей с СДВГ процессы возбуждения доминируют над процессами торможения. Старайтесь избегать перевозбуждения: долгое нахождение в людных и шумных местах, излишнее времяпровождение с гаджетами и т.д.
  12. Гуляйте, как можно больше.
  13. Выбирая спортивные секции, ориентируйтесь на интересы ребенка и преподавателя. Идеально - плавание и конный спорт.
  14. На рабочем месте не должно быть ничего отвлекающего. Во время выполнения домашнего задания выключите телевизор, радио, закройте дверь в комнате, если в доме шумно.
  15. Помните про здоровый климат в семье.
  16. Режим дня очень важен для ребенка с СДВГ, как и полноценный сон.
  17. Делайте вместе с ним дыхательную гимнастику.
Источник: Canva
Ребенку с СДВГ трудно. Все вокруг его подгоняют. Родители что-то запрещают, ругают, учителя одергивают, делают замечания, сверстники не всегда понимают. И никто не думает о том, что чувствует маленький человек, который только начинает жить. Терпения.

Ваш «Аист»
2023-10-09 23:51