Статьи

Если ребенок не говорит в 2 года

Речевое развитие начинается еще до рождения, во внутриутробном периоде. С 20 недели беременности, малыш уже слышит звуки, воспринимает родной язык. Самое важное - он слышит голос матери. Это и есть первая ступень речевого развития. С первых дней жизни для ребенка голос мамы - это безопасность и комфорт, которые были в перинатальном периоде.

Сразу после рождения малыш начинает взаимодействовать с окружающим миром с помощью крика.

В 1-1,5 месяца ребенок начинает осознанно улыбаться, например, когда мама с ним ласково разговаривает.

Источник: Canva

В 1–3 месяца кроха агукает, формируется гуление, в основном преобладают гласные звуки. Взаимодействие тоже развивается, ребенок начинает по-разному реагировать на интонации окружающих.

В 3–6 месяцев гуление постепенно переходит в лепет. Чем отличается гуление от лепета? При гулении малыш произносит заднеязычные и гортанные согласные («г», «к», «х») вместе с гласными, а лепет более разнообразен по звучанию, добавляются «м», «п», «б», «д» и т.д.
В это же время у ребенка появляется смех - как социальное взаимодействие, в ответ на действия окружающих.

В 6–9 месяц – лепет становится все более активным, усложняется, появляются разнообразные звуки с разной интонацией, тембром голоса, громкостью. Это говорит о навыках коммуникации, ребенок учится, подражая взрослым.
Появляется ситуационное понимание обращенной речи, он уже может обозначится, когда ему нужна помощь взрослых.

В 9–12 месяц – появляются лепетные слова и звукоподражание, которые ближе к 1 году превращаются в речь.
Ребенок понимает простые эмоции и интонации окружающих, сам может их воспроизвести в зависимости от ситуации. Выполняет простые инструкции, например, «дай, мячик» или «покажи ручку». В год ребенок говорит около 10 слов.

Источник: Canva

В это же время возникает указательный жест. Почему указательный жест так важен? Это коммуникация.
Сначала ребенок начинает показывать пальцем на то, что ему хочется. А ближе к 1,2 года у него возникает желание поделиться чем-то интересным со значимыми взрослыми.

Важно! Если ребенок в 1-2 года молчит, обратите внимание, есть ли у него взаимодействие с окружающими: обращается ли он к родителям, использует ли он жесты и мимику.

Так же очень важен зрительный контакт. Ребенок должен смотреть вам в глаза, когда вы что-то говорите ему, находясь на одном с ним уровне. Например, когда вы надеваете ему шапку, как правило, ребенок смотрит на вас в этот момент.

Обратите внимание, как он играет: это обычные детские игры или простые манипулятивных движения, например, он изо дня в день выстраивает кубики в рядочек.

Когда ребенок начинает ходить, то в речевом развитии тоже происходит скачок, его мир расширяется. В норме ребенок в 1-2 года может поддержать диалог со взрослым, комментировать происходящее вокруг.

К 2 годам ребенок уже говорит простые фразы, например, «мама, дай».

В 3 года ребенок уже говорит длинными фразами, спрашивает у родителей «зачем», «почему».

К 6-7 годам дети полностью осваивают речь.

Речь - это лакмусовая бумажка созревания мозговых структур. Речь - это мышление, а мышление. - это речь.

Если ребенок не говорит в 2 года, то, однозначно, пора «бить тревогу». Это может быть как темповая задержка речи, так и признаки раннего детского аутизма.

Сколько понадобиться времени, чтобы ребенок заговорил? Все очень индивидуально. Кому-то достаточно одного курса занятий, кому-то разносторонняя и долгая коррекция с педагогами.

Все зависит от нарушения, потенциала и особенностей головного мозга каждого конкретного ребенка.
Чем раньше ребенок получит педагогическую помощь, тем лучше.

Источник: фото из центра "Аист"

Запишитесь к нам на консультацию!