Родители с нетерпением ждут первых слов малыша, но часто от их внимания ускользает, понимает ли ребёнок обращённую к нему речь. Родители, приходя к нам, часто говорят: «Он все понимает, но сам не говорит». На первичной консультации в «Аисте» мы тестируем уровень понимания речи у ребенка.
Слух - это функция не только ушей. Уши - это приемник, в них находятся рецепторы, которые улавливают звуковые сигналы, а вся дальнейшая работа происходит, именно, в головном мозге. Обработка речи - это самая трудоемкая работа для мозга. Слуховое восприятие начинается еще во внутриутробном периоде. Малыш в животе все слышит через анатомическую жидкость и костную проводимость.
Слух - это функция не только ушей. Уши - это приемник, в них находятся рецепторы, которые улавливают звуковые сигналы, а вся дальнейшая работа происходит, именно, в головном мозге. Обработка речи - это самая трудоемкая работа для мозга. Слуховое восприятие начинается еще во внутриутробном периоде. Малыш в животе все слышит через анатомическую жидкость и костную проводимость.
Источник: Canva
Как мозг слышит (обрабатывает) речь?
Представьте картину: мама на кухне приготовила обед, а сын Ваня в это время играет в своей комнате.
«Ваня, идём кушать, я приготовила макароны с котлетами!» - кричит мама из кухни. В это время у Вани в голове идет многоступенчатый процесс, но который занимает мили-мили-милисекунды.
Представьте картину: мама на кухне приготовила обед, а сын Ваня в это время играет в своей комнате.
«Ваня, идём кушать, я приготовила макароны с котлетами!» - кричит мама из кухни. В это время у Вани в голове идет многоступенчатый процесс, но который занимает мили-мили-милисекунды.
- Рецепторы в ушах регистрируют звук в виде сигнала.
- Головной мозг дифференцирует информацию: это какой-то шум или речь. А если это речь, то она обращена к нему или к другому?
- Декодирование услышанного: мальчик соображает, что его зовут Ваня, что такое «кушать», «макароны с котлетами» и так каждое слово.
- Мозг анализирует ситуацию. Есть такое понятие «ситуативное понимание». Оно играет роль, когда человек что-то не расслышал, но его мозг за мили-мили-милисекунды анализирует ситуацию вокруг. У вас были такие ситуации, когда вы или вам что-то сказали, но с первого раза собеседник будто не расслышал и переспрашивает: «Что?». А потом не дождавшись повтора вопроса, начинает отвечать. Мозг сообразил быстрее, чем собеседник повторил сказанное. Если у ребенка интеллект развит согласно нормам, то его мозг анализирует обстановку вокруг и обрывки услышанного, и в итоге понимает о чем речь, даже если он не расслышал что-то.
- Ваня решает отвечать ему или нет.
- Ваня либо отвечает, например, «Иду», «Сейчас», либо сразу заканчивает играть и идет есть.
Как слышит ребенок, непонимающий обращенную речь?
Многие родители на консультации рассказывают, что ребёнок слышит как разворачивают фантик в соседней комнате, но не откликается с первого раза на свое имя.
При алалии, агнозии, ЗПРР, ОНР, аутизме большинство детей полностью или частично не понимает обращенную речь. Хотя это все разные нарушения, а значит и причины непонимания речи тоже разные.
«Клбртопно аедот?» — вот так, например, ребенок слышит фразу «Хочешь мороженое?»
Ребенок понимает вопросительную интонацию, но не смысл сказанного. Как иностранец. Или, например, как флешка с несовместимым форматом не читается компьютером, так же и мозг ребенка не «читает» услышанную звуковую информацию родной речи.
Как понять, что ребенок не понимает то, что вы ему говорите?
В норме ребенок с 9 месяцев уже понимает обращённую к нему речь, например,
✔️реагирует на свое имя, поворачивается в сторону зовущего;
✔️понимает простые инструкции и отвечает на них действием: «открой рот», «дай ручку», «поцелуй бабушку», «где кукла?» и т.д.,
✔️реагирует на слово «нельзя» и т.д.
В 11-12 месяцев малыш все чаще обращает внимание на лицо говорящего, кивает головой в знак согласия и качает ею в знак отрицания. Ребенок осваивает нормы родного языка, структуру диалога и навыки коммуникации.
К году ребенок понимает и выполняет простые просьбы, например, «принеси мячик», «закрой дверь», «дай кубик» и т.д.
Многие родители на консультации рассказывают, что ребёнок слышит как разворачивают фантик в соседней комнате, но не откликается с первого раза на свое имя.
При алалии, агнозии, ЗПРР, ОНР, аутизме большинство детей полностью или частично не понимает обращенную речь. Хотя это все разные нарушения, а значит и причины непонимания речи тоже разные.
«Клбртопно аедот?» — вот так, например, ребенок слышит фразу «Хочешь мороженое?»
Ребенок понимает вопросительную интонацию, но не смысл сказанного. Как иностранец. Или, например, как флешка с несовместимым форматом не читается компьютером, так же и мозг ребенка не «читает» услышанную звуковую информацию родной речи.
Как понять, что ребенок не понимает то, что вы ему говорите?
В норме ребенок с 9 месяцев уже понимает обращённую к нему речь, например,
✔️реагирует на свое имя, поворачивается в сторону зовущего;
✔️понимает простые инструкции и отвечает на них действием: «открой рот», «дай ручку», «поцелуй бабушку», «где кукла?» и т.д.,
✔️реагирует на слово «нельзя» и т.д.
В 11-12 месяцев малыш все чаще обращает внимание на лицо говорящего, кивает головой в знак согласия и качает ею в знак отрицания. Ребенок осваивает нормы родного языка, структуру диалога и навыки коммуникации.
К году ребенок понимает и выполняет простые просьбы, например, «принеси мячик», «закрой дверь», «дай кубик» и т.д.
Источник: Canva
Обратите внимание!
- Малыш не реагирует на своё имя.
- Не выполняет простых инструкций.
- Вам кажется, что ребёнок вас не слышит.
- Малыш не смотрит в глаза, когда вы с ним разговариваете. Отсутствие зрительного контакта.
- Просьбы, сделанные в непривычной обстановке, ребенок не понимает. Например, дома вы берёте полотенце, открываете ванную комнату, включаете воду и говорите: «Пошли купаться». Ребенок идет в ванну, кажется, что все хорошо. Но поймёт ли он ваше обращение, сделанное без визуальных подсказок?
- Ребёнок повторяет за вами (эхолалия), а не отвечает на вопрос.
Что делать?
Задача ближайшего развития - научить мозг правильно расшифровывать то, что слышит. Расскажем, как проходит работа над развитием понимания речи в «Аисте».
Работа над формированием и развитием слухового восприятия всегда начинается с неречевых звуков. Знакомим ребенка с ними: ключи, погремушки, деревянный молоточек, вода, бумага, камешки, монетки, бусинки, спички, различные крупы и т.д. Далее можно перейти к музыкальным инструментам: фортепиано, скрипка, барабан и т.д. Слуховое восприятие можно тренировать и дома, сейчас есть множество приложений со звуками, обращайте внимание ребенка на разные шумы в быту. Различение неречевых звуков - это база для дифференциации звуков речи. Только потом начинается работа над пониманием речи.
Задача ближайшего развития - научить мозг правильно расшифровывать то, что слышит. Расскажем, как проходит работа над развитием понимания речи в «Аисте».
Работа над формированием и развитием слухового восприятия всегда начинается с неречевых звуков. Знакомим ребенка с ними: ключи, погремушки, деревянный молоточек, вода, бумага, камешки, монетки, бусинки, спички, различные крупы и т.д. Далее можно перейти к музыкальным инструментам: фортепиано, скрипка, барабан и т.д. Слуховое восприятие можно тренировать и дома, сейчас есть множество приложений со звуками, обращайте внимание ребенка на разные шумы в быту. Различение неречевых звуков - это база для дифференциации звуков речи. Только потом начинается работа над пониманием речи.
Источник: Canva
Но невозможно «раскодировать» речь только при помощи дефектологических занятий. Так же необходимы аппаратные методы воздействия, с помощь которых мозг учится правильно слышать, понимать, а потом воспроизводить то, что услышал. Это аудиотерапия Метод Томатис, Биоакустическая коррекция, Высокочастотная терапия и т.д.
Источник: архив центра "Аист"
Все знают, что речевые центры находятся в коре головного мозга. А она развивается путём сенсомоторного опыта, который обрабатывается в стволе головного мозга. А это значит, что детям с речевыми нарушениями нужны нейрокоррекционные занятия. Это сенсорная интеграция, мозжечковая стимуляция, нейродинамическая гимнастика и т.д. Эти занятия похожи на игру, где ребенок прыгает, бегает, что-то ловит, куда-то залезает и т.д. Они развивают вестибулярную и проприоцептивную системы, сенсорную интеграцию, речь и желание общаться. Поэтому мы всегда советуем родителям проводить как можно больше времени на улице, на площадках с другими детьми. Сенсомоторное развитие - базис для психического развития.
Источник: архив центра "Аист"
Головной мозг - удивительный орган! Он отвечает за все, работает слажено со всеми системами организма. Ребенку с речевыми нарушениями не достаточны только занятия с логопедом, поэтому в «Аисте» применяется нейроподход!