Обращали ли вы внимание: ребенок рисует или пишет и одновременно высовывает язык? Бросает мяч и одновременно подпрыгивает? Читает и качает ногой? Родители и окружающие умиляются «вот как старается!». Но на самом деле это явление называется синкинезией.
Синкинезия возникает в результате неправильного формирования определенных областей головного мозга. У человека в итоге недостаточно разграничены движения, то есть при выполнении какого-либо движения подключаются мышцы, которые не нужны для этого действия. Посудите сами, зачем высовывать язык, когда пишешь?
Получается, что в головном мозге не сформировались до конца правильные центры, отвечающие за различные движения. Синкинезия обычно появляется, когда одна из мозговых областей берет на себя функции близлежащих участков. Например, участок мозга, который координирует движения больших пальцев рук, начинает отвечать за действия другого пальца ноги либо пальца руки, либо языкаИсточник:
Источник: Canva
Хорошо или плохо синкинезия?
Для детей до 1 года - это может быть нормальным явлением. С развитием функционирования головного мозга содружественные движения исчезают. Но у современных детей они остаются не только в дошкольном и начальном школьном возрасте, но и у школьников среднего звена.
Ну высовывает язык при письме, ну дрыгает ногой, когда читает - что такого?
Синкинезия — это отставание моторного развития. Уровень развития координации движений и мелкой моторики является одним из главных показателей интеллектуального развития, а, следовательно, и готовности к обучению в школе. Сенсомоторное развитие - это база для интеллектуального, психического, речевого развития. На основе сенсомотрики формируются высшие психическое функции.
Конечно, если при ходьбе мы машем руками - это не сильно мешает. Но давайте рассмотрим как другие примеры синкинезии могут мешать учиться. Детям тяжелее не только учиться писать и считать, но и концентрировать своё внимание на уроке. Потому что мозг затрачивает больше энергии на простые вещи. Энергия, которую можно было бы расходовать на усвоение школьной программы, тратится на лишние движения тела. Во всей своей красе она проявляет, именно, в подготовительном или первом классе. Когда начинается учебная деятельность, нагрузка на мозг растет.
Для детей до 1 года - это может быть нормальным явлением. С развитием функционирования головного мозга содружественные движения исчезают. Но у современных детей они остаются не только в дошкольном и начальном школьном возрасте, но и у школьников среднего звена.
Ну высовывает язык при письме, ну дрыгает ногой, когда читает - что такого?
Синкинезия — это отставание моторного развития. Уровень развития координации движений и мелкой моторики является одним из главных показателей интеллектуального развития, а, следовательно, и готовности к обучению в школе. Сенсомоторное развитие - это база для интеллектуального, психического, речевого развития. На основе сенсомотрики формируются высшие психическое функции.
Конечно, если при ходьбе мы машем руками - это не сильно мешает. Но давайте рассмотрим как другие примеры синкинезии могут мешать учиться. Детям тяжелее не только учиться писать и считать, но и концентрировать своё внимание на уроке. Потому что мозг затрачивает больше энергии на простые вещи. Энергия, которую можно было бы расходовать на усвоение школьной программы, тратится на лишние движения тела. Во всей своей красе она проявляет, именно, в подготовительном или первом классе. Когда начинается учебная деятельность, нагрузка на мозг растет.
Источник: Canva
Как распознать синкинезию?
Существует множества упражнений и заданий для этого. Распознать синкенезии можно, наблюдая за ребенком. Вот одно из небольших упражнений.
Есть вероятность, что тест так же покажет, какая рука при письме станет ведущей. Если при выполнении заданий синкинезий на левой руке больше, чем на правой, значит, на правой руке дифференциация двигательной системы лучше, и она будет ведущей рукой.
Число синкинезий, полученных у ребенка, можно оценить, сравнивая с возрастными нормативами и уже на основании этого судить о развитии мелкой моторики рук;
Существует множества упражнений и заданий для этого. Распознать синкенезии можно, наблюдая за ребенком. Вот одно из небольших упражнений.
- На одном листе бумаги обведите пальцы ребенка, так, чтобы пальчики были разведены и обе руки свободно поместились. Далее ребенок кладет руки на стол.
- Взрослый: «Мы с тобой сейчас будем играть. Я тебе буду показывать пальчики на нарисованной руке, а тебе нужно будет поднимать тот пальчик, который я покажу. А другие пальчики не надо поднимать».
- Показывайте пальчики ребенку в случайном порядке. Начните с правой руки. Например: мизинец, указательный, большой палец, средний, безымянный. Далее переходим к левой ручке, потом — снова к правой, а затем, снова к левой.
- Когда ребёнок будет выполнять задания, внимательно следите за непроизвольными движениями прочих пальчиков (это и есть синкинезия).
- Считаем среднее число синкинезий.
- число синкинезий для каждой руки и делим на 2;
- складываем эти результаты.
Есть вероятность, что тест так же покажет, какая рука при письме станет ведущей. Если при выполнении заданий синкинезий на левой руке больше, чем на правой, значит, на правой руке дифференциация двигательной системы лучше, и она будет ведущей рукой.
Число синкинезий, полученных у ребенка, можно оценить, сравнивая с возрастными нормативами и уже на основании этого судить о развитии мелкой моторики рук;
- 6 лет — 9 синкинезий;
- 7 лет — 6 синкинезий,
- 8 лет — 5 синкинезий,
- 9 лет — 3 синкинезии.
Источник: Canva
Чтобы помочь справиться головному мозгу с синкинезией, необходимо научить мозг разделять объединенные функции. В результате каждое движение приобретет в головном мозге свой собственный «центр управления».
Так же помните про универсальные советы: подвижные игры, целенаправленные движения, эстафеты, игры с мячом, ракетками и прочее. Плавание - универсальный вид спорта.
Пройти нейропсихологическую диагностику будет полезно всем детям, особенно перед первым классом. В нашем центре применяется индивидуальный подход к коррекции синкинезии, в центрах «Аист»в программу включаются специальные нейроупражнения и задания для формирования межполушарных связей, развития мозговых структур и правильной работы головного мозга.
Так же помните про универсальные советы: подвижные игры, целенаправленные движения, эстафеты, игры с мячом, ракетками и прочее. Плавание - универсальный вид спорта.
Пройти нейропсихологическую диагностику будет полезно всем детям, особенно перед первым классом. В нашем центре применяется индивидуальный подход к коррекции синкинезии, в центрах «Аист»в программу включаются специальные нейроупражнения и задания для формирования межполушарных связей, развития мозговых структур и правильной работы головного мозга.