Статьи

Тесты для дошкольников

3 теста для дошкольников
Тест-рисунок «Детский сад»
Источник: Canva
Комфортно ли себя чувствует ребёнок в детском саду? Попросите ребёнка нарисовать рисунок на тему «Я в своей группе детского сада». Не подсказывайте и не комментируйте.

Ребенок рисует только здание. Тревожный рисунок. Это значит, что малыш воспринимает детский сад как что-то чужое, он не вызывает у него положительных эмоций. Ребенок не отождествляет себя с происходящими там событиями.
Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки - средний показатель.
Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице - это хороший знак. События, происходящие в детском саду, являются для ребенка значимыми.

Есть ли другие элементы на рисунке, другие дети, воспитатели?
Если ребёнок нарисовал себя, стоящим на обеих ногах, значит он чувствует себя в детском саду уверено.
Если есть цветы, солнце, птицы, то это говорит о «мире» в душе.
Если есть воспитатель, то он - значимый для него взрослый. Обратите внимание, что на рисунке делает воспитатель. Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.

Цвета:
Тёплые тона (желтый, розовый, оранжевый) и спокойные холодные (синий, голубой, зеленый) - положительный настрой.
Много фиолетового - напряжение.
Много красного - переизбыток эмоциональных стимулов.
Чёрный цвет, жирная штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.

Берите в расчёт и психологическую обстановку в семье. Ребёнок может выразить свою тревожность и дискомфорт, связанные с семьей, на рисунке. Повторите тест через 2 недели и сравните. Поговорите с ребёнком о рисунке.
Автор: Мария Быкова.

Тест-сказка «Птенец»
Источник: Canva
Ребенок часто отождествляет себя с персонажем сказки, мультика. И это отлично, потому что с помощью таких методик можно определить зависимость ребенка от родителей, навыки самостоятельности.

Расскажите ребенку сказку, где конец истории он должен придумать сам.
«На дереве птички свили себе гнездо. Живут там папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер, гнездо опрокинулось и упало на землю. Папа взлетел и сел на ветку, мама взлетела и села на другую ветку. А что делать птенцу?»

Типичные нормальные ответы
  • он тоже полетит и сядет на ветку;
  • полетит к маме, потому что испугался;
  • полетит к папе, потому что папа сильный;
  • останется на земле, потому что не умеет летать, но позовет на помощь, и папа с мамой заберут его.
Такие ответы свидетельствуют о том, что ребенок обладает определенной самостоятельностью и умеет принимать решения, верит в собственные силы, может опираться на себя даже в сложных ситуациях.

Ответы, которые требуют обратить на себя внимание:
  • птенец умрет от голода и холода;
  • его никто не заберет, потому что забудут о нем;
  • он так и останется сидеть на земле, потому что не умеет летать;
  • его кто-нибудь съест или на него наступят.
Ребенок характеризуется зависимостью от других людей, в первую очередь, от своих родителей или тех, кто занимается его воспитанием. Он не привык принимать самостоятельные решения, видит опору в окружающих его людях.

Тест Керна-Йерасека (ориентировочный тест школьной зрелости)
Источник: Canva
Ориентировочный тест школьной зрелости Я. Йерасека является модификацией теста А. Керна. Тест состоит из трех заданий: рисование мужской фигуры по представлению, подражание письменным буквам, срисовывание группы точек. Йерасек ввел дополнительное четвертое задание, которое заключается в ответах на вопросы (каждому ребенку предлагается ответить на 20 вопросов).

По наблюдениям Я. Йерасека половина детей, которые сделала тест ниже среднего, к концу второго класса довольно-таки хорошо учились, хотя в начале и были трудности. Но не смотря на это, результаты теста могут показать, какому ребенку нужна поддержка и особое внимание со стороны родителей и учителей, дополнительная подготовка к школе или занятия с нейропсихологом.

Задание 1. Рисунок мужской фигуры
1 балл является высоким баллом по трем заданиям.

1 балл выставляется в следующих случаях. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, голова не превышает туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка, шляпа), имеются уши, на лице — глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Изображена мужская одежда. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа, т.е. фигура рисуется сразу как единое целое (можно обвести контуром, не отрывая карандаша от бумаги). Ноги и руки как бы «растут» из туловища.

2 балла ребенок получает, если выполняются все требования как в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три отсутствующие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть исключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.

3 балла ставят в следующем случае. Рисунок должен иметь голову, туловище, конечности, руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев, ступней.

4 балла — за примитивный рисунок с туловищем. Конечности выражены лишь простыми линиями (достаточно одной пары конечностей).

5 баллов — за отсутствие ясного изображения туловища (голова и ноги или преобладание головоногого изображения) или обеих пар конечностей.
Задание 2. Подражание письменным буквам
1 балл ребенок получает в следующем случае. Подражание совершенно удовлетворительное написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Переписанное слово не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30 градусов.

2 балла ставят, если образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.

3 балла. Явная разбивка надписи на три части. Можно понять хотя бы 4 буквы образца.

4 балла. В этом случае с образцом совпадают хотя бы две буквы. Копия все еще создает строку надписи.

5 баллов. Каракули.
Задание 3. Срисовывание группы точек
1 балл — почти совершенное подражание образцу. Допускается только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличение не должно быть.

2 балла — количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами и столбцами.

3 балла — целое изображение по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше, чем в 2 раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.

4 балла — рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значение. Другие формы не допускаются.

5 баллов — черкание.

Полученные результаты характеризуют ребенка со стороны общего психического развития, развития моторики, умения выполнять заданные образцы, т.е. характеризуют произвольность психической деятельности. . Для того, чтобы получить сведения о развитии мыслительных операций предлагается еще опросник Я.Йерасека.
Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я.Йерасека
  1. Какое животное больше — лошадь или собака? Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = — 5 баллов.
  2. Утром вы завтракаете, а днем ... Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы == — 3 балла.
  3. Днем светло, а ночью ... Темно = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.
  4. Небо голубое, а трава ... Зеленая == 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.
  5. Черешни, груши, сливы, яблоки — это ...? Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = — 1 балл.
  6. Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум? Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) = 0 баллов, неправильный ответ == — 1 балл.
  7. Что такое Москва, Ростов, Киев Города = 1 балл. Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.
  8. Который час показывают часы (показать на часах)? Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла. Не знает часов = 0 баллов.
  9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это..., маленькая овечка - это ...? Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = 0 баллов. Неправильный ответ = - 1 балл.
  10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них одинакового? На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) = — 1 балл. На курицу = — 3 балла.
  11. Почему во всех автомобилях тормоза? Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл. 1 причина = 0 баллов. Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = — 1 балл.
  12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские). 1 подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
  13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
  14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой? У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3 балла. Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта — гайка = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
  15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это ...? Спорт, физкультура == 3 балла. Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
  16. Какие ты знаешь транспортные средства? Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла. Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куданибудь передвигаться = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
  17. Чем отличается старый человек от молодого ? Какая между ними разница? Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла. 1 или 2 различия = 2 балла. Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = О баллов.
  18. Почему люди занимаются спортом? Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т.д.) = 4 балла. Одна причина == 2 балла. Неправильный ответ (чтобы чтонибудь уметь) = 0 баллов.
  19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы? вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
  20. Почему на конверт нужно приклеивать марку? Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:
1 группа — плюс 24 и более;
2 группа — плюс 14 до 23;
3 группа — от 0 до 13;
4 группа — от минус 1 до минус 10;
5 группа — менее минус 11.
По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

Общая оценка результатов тестирования
Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам по 3 балла.
Группа детей, получивших 4—9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению.
Дети, получившие 9—11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных.
Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12—15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном исследовании интеллектуального развития, развития личностных, мотивационных качеств.
Педагоги "Аиста" работают с разными проблемами. Мы применяем комплексный подход, находим причины и работаем в этом направлении.