Статьи

Готов ли ребенок к школе?

Если 6-летний ребенок умеет читать и писать, то ему уже пора в первый класс? Или все-таки подождать? А может быть продлить детство, ребенок станет крепче морально и физически и отдать в 8 лет? Разберем из чего состоит готовность к школе, чек-лист, тесты на готовность к школе и как помочь ребенку подготовится к началу нового этапа.
Фото: Canva
Есть разные тесты, в том числе и народные, готовности к школе.
Количество постоянных зубов – признак физиологической зрелости ребенка. К 7 годам должно быть 6–8 постоянных зубов. Это признак того, что кости ребенка достаточно сформированы, чтобы он мог высидеть 30-40 минут урока.
Достать правой рукой левое ухо. Это «филиппинский тест» – ребенок, протянув руку сверху через голову, должен выпрямленной ладонью накрыть половину уха, а лучше – закрыть ухо рукой полностью, не наклоняя голову. Это тест тоже на физическую готовность.
Тест «Поза Ромберга»: надо встать на одну ногу, другую согнуть, ступню прижать к колену, руки вытянуть вперед и закрыть глаза. К 7 годам ребенок может так простоять 8–10 секунд, если меньше – это признак физиологической незрелости скелета, неготовности к школе.
Тест на мелкую моторику. Готова ли рука к письму. Ребенок должен нарисовать среднюю волну между двумя другими. Если он не задает ни верхнюю, ни нижнюю, то все отлично.

Часто родители принимают за готовность к школе умение читать, писать и считать. Но помимо академических навыков еще есть психологическая и моторная готовность.

С учебными навыками все более-менее понятно. Это счет и письмо, умение отступать 3 клетки справа, не выходить за контуры рисунков и поля. Академические навыки, ребенок усваивает на подготовительных и развивающих занятиях. Важно, чтобы ребенок умел рассуждать, задавать вопросы, самостоятельно находить причинно-следственные связи и другие когнитивные способности.
Фото: Canva
На какие составляющие школьной готовности родителям еще обратить внимание?

Моторная/ физическая готовность. Помимо умственной нагрузки учеба подразумевает еще и физическую: подготовка руки к письму, умение держать осанку и правильно сидеть за партой, а также развитие пространственной и зрительно-двигательной координации и нейродинамической регуляции (высидеть спокойно урок, концентрироваться и удерживать внимание на заданиях). У ребенка должно быть развито умение чувствовать и управлять своим телом.
В течение урока тело тоже трудится, не смотря на то, что ребенок сидит. Нормы эргономики придуманы не просто так. Ребенок должен удобно сидеть за партой, держать ручку правильно, не сильно давить ею при письме, уметь переключаться с доски на учителя и тетрадь. В противном случае он будет быстро утомляться, его мозг будет постоянно отвлекаться, в итоге учебный материал не будет усвоен полностью.

Психологическая готовность - это развитие высших психических функций, таких как внимание, память, логика, воображение, восприятие и т.д. Как они влияют на учебный процесс объяснять не надо. Как развиваются высшие психические функции? В норме они развиваются абсолютно естественно, если ребенок находится в нормальных условиях. Основа для высших психических функций - это сенсорная интеграция и моторное развитие. Не нужно учить письму 3-4-леток, в этом возрасте их мозгу нужно абсолютно другое - движение, сенсорный опыт, познание мира.

Так же важен уровень самооценки ребенка, нормальная и завышенная - говорят о психологической готовности, ребенку с заниженной самооценкой будет тяжело адаптироваться школьный жизни. На самооценку влияет родители, разговаривайте с ребенком, поддерживайте в начинаниях.

Социальная готовность. Умение ребенка выстраивать общение с новыми людьми: с учителем и сверстниками. Умение просить о помощи и спрашивать, если что-то непонятно. Ребенок учится этому в детском саду, спортивных секциях, кружках, на детских площадках и т.д.
Фото: Canva
Большую роль играет мотивация учиться. Ребенок должен понимать, что на уроках нужно спокойно сидеть, слушать учителя, выполнять задания, делать дома уроки и т.д. Сначала ребенку интересно ходить в школу. У него новый статус, он уже не детсадовец, а школьник, у него рюкзак, учебники и прочее. Но к концу второй четверти первичный энтузиазм уже сходит на нет. И вот здесь важна мотивация учиться новому, узнавать новую информацию. Можете прочитать статью на канале нашего руководителя Юлии Вячеславовны ан Яндекс-Дзене о том, почему одни дети ленятся, а другие - нет.

Во сколько же идти в школу?

Родители, которые говорят: «Ему скучно в детском саду, пусть идет в школу», должны задумать, какому ребенку скучно играть? Учебная деятельность абсолютно новая для ребёнка. У дошкольников ведущая деятельность - игровая. Именно игре они познают мир, учатся взаимодействовать, узнают что-то новое. Игра — это естественный процесс, в котором все происходит само собой.
Все очень индивидуально, бесспорно. Но детский мозг созревает в своем темпе, заложенном природой. Школьная программа усложняется. Если раньше ребенок в первом классе только учился читать, то современный первоклассник уже должен знать основы.
Самым верным решением будет пройти нейропсихологическую диагностику для будущих первоклассников. Нейропсихологи центра «Аист» с помощью специальных методик и тестов составят полную картину готовности ребенка к школе.
Фото: Canva
Чек-лист готовность к 1 классу:
  • У ребенка развиты целенаправленное движения, то есть он умеет прыгать на одной ноге, ловить мяч, собрать вещи в коробку и прочее.
  • Ребенок знает свои ФИО, адрес проживания, дату рождения и возраст, времена года, названия животных и птиц с насекомыми, овощей и фруктов, видов транспорта.
  • Умеет сортировать предметы по форме, цвету, категориям.
  • Ориентируется в пространстве: право и лево, верх и низ.
  • Концентрирует внимание в течение 15-20 минут на одном деле, даже если оно скучное и требует выдержки и внимания.
  • Развит эмоциональный интеллект, умеет оценивать события, сопереживать людям, понимает их реакции.
  • Соблюдает правила и социальные нормы.
  • Хорошо развита фантазия.
  • Пересказывает истории и рассказы. Запоминает события, фразы людей, обстоятельства и прочее.
  • Рисунки ребенка понятны для окружающих, он может объяснить, что он изобразил на них.
  • Развита продуктивная деятельность: рисование, лепка, владение ножницами и прочее.
  • Может повторить ритмический узор.
  • Умеет налаживать контакт с другими детьми и вежливо обращаться с окружающими.
  • Самостоятельно одевается, раздевается.

Как подготовить ребенка к школе

Чем выше будет подготовка, тем проще будет ребенку адаптироваться к школьной жизни и влиться в учебный процесс.
Моторная готовность и нейродинамическая регуляция
Праксис (это все движения от речи до завязывания шнурков) и физические навыки развиваются благодаря целенаправленным движениям. А это активные игры, упражнения, зарядка. Сенсорное развитие основа для интеллектуального, мозг учится правильно работать через движения. Не гонитесь за умением писать и считать, иностранными языками с раннего детства. Проводите как можно больше времени на площадках, в кругу друзей и т.д.

Психологическая готовность
Мотивируйте ребенка изучать новое, обучаться творчеству и новым навыкам, разбирать механизмы и природные явления. Это все изучение мира. Развивайте воображение, рисуйте, лепите, сочиняйте рассказы. Объясняйте все явления вокруг, смыслы мультфильмов, развивайте эмоциональный интеллект. Рассуждайте вместе с ребенком. Так он научится анализу и синтезу информации.

Социальная готовность
Этот фактор зависит от атмосферы в семье. Подумайте, какой пример коммуникации и взаимодействия ребенок видит. Родитель - гид для ребенка и пример во всем. Открытые и общительные родители своим примером готовят ребенка к общению с учителем, одноклассниками. Напряженная атмосфера дома формируют в ребенке такие черты, как замкнутость и неуверенность в себе.

Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность подразумевает умение задавать и отвечать на вопросы, пересказывать своими словами сюжет произведений, логически мыслить. Чем шире круг знаний, тем лучше для интеллектуального развития.
Фото: Canva
И конечно - развивайте личные качества, ориентируйтесь на индивидуальные особенности, склонности и сильные стороны. Школьные советы от нейропсихологов "Аиста" в статье по ссылке.