Если присмотреться, то на детской площадке всегда есть неуклюжий ребенок. Он сразу отличается от других, медленнее бегает, с трудом залезает на горки-качели-каруcели, роняет мяч и пр. Виной всему диспраксия.
Диспраксия - это неврологическое нарушение, при котором у ребенка есть проблемы с координацией и выполнением сложных действий, но нет проблем с мышечным тонусом и опорно-двигательным аппаратом. Причины диспраксии разнообразны: генетика, тяжело протекающая беременность, родовые травмы, ЧМТ, патологии нервной системы, органическое поражение головного мозга, ребенок был стеснен в движениях во время определенного сенситивного периода и т.д. Диспраксия - это недоразвитие связей между нейронами (нервный импульс не доходит от коры головного мозга к двигательному аппарату).
Давайте сначала разберемся, что такое праксис? Праксис - это любые наши целенаправленные движения. Мы поднимаемся про лестнице, берем в руки карандаш и пишем им, крутим руль автомобиля, сидим прямо, наливаем чай - это все благодаря праксису. Ну и конечно, праксис - это и двигательная функция речевого аппарата. Когда мы говорим, мы управляем своим артикуляционным аппаратом.
Как диспраксия связана с учебой?
Во время учебы развитие праксиса играет не меньшую роль, чем когнитивные функции. В школе нужно сидеть за столом прямо, писать в тетради, выводить прямые линии, переписывать текст с учебника или с доски, смотреть на учителя и т.д. Много целенаправленных движений? Да!
Родителям стоит обратить внимание, если ребенок…
- часто падает, спотыкается;
- неуклюжий;
- у него плохо развита крупная и мелкая моторика для своего возраста;
- не может освоить катание на велосипеде, самокате, игры с мячом или любым другим инвентарем и т.д.
- часто путает последовательность действий;
- плохо контролирует глазами свои руки и ноги (трудности со зрительно-моторной координацией);
- плохо ориентируется «право-лево-верх-низ»;
- трудности с письмом, рисованием.
Ребенок должен прыгать на двух ногах под счёт «1-2-3-4», меняя движения ног в определённой последовательности:
«1» – ноги в стороны,
«2» – ноги перекрещены так, что левая нога впереди правой,
«3» – ноги в стороны,
«4» – ноги перекрещены, но теперь правая нога впереди левой.
Если ребёнок не может так прыгать, не соблюдает ритм под счёт, перекрещивает ноги, разворачивает таз, то обратитесь к специалисту.
Необходима комплексная коррекция диспраксии: массаж, ЛФК, нейродинамическая гимнастика, нейкоррекция, мозжечков стимуляция и другие нейропсихологические методики. При речевой диспраксии нужны логопедические занятия и логомассаж. Ребенок должен как можно больше двигаться.