Статьи

Ребёнок с аутизмом убегает на улице!

Это проблема, в первую очередь безопасности. Ребенок может не заметить машину, велосипедистов, самокатчиков. А если он и сам на беговеле или самокате, то уехать может совсем далеко - да так, что мама его не догонит. Это может произойти и в более людных местах, например, на массовых мероприятиях и так далее. Если есть такая проблема, обязательно сделайте наклейки, вложите листок с номерами телефона в карман. Лучше подстраховаться.

Почему дети убегают? Самые частые причины:
  • Ребёнок увидел что-то интересное.
  • Хочет поиграть в догонялки.
  • Испугался чего-то.
  • Обиделся на маму, папу.
В 2012 году было проведено исследование, в котором приняли участие 1218 детей с РАС и 1076 нейротипичных детей, исследователи получили следующие данные: 49% детей с аутизмом убегали как минимум один раз.

Что делать?
Для начала нужно найти причину «побега». И параллельно начинайте формировать у ребенка необходимые навыки.
Источник: Canva
Научите ребёнка просить
Важное правило: ребёнку должно быть легко попросить маму идти к чему-то интересному, чем бежать самому. Не мучайте ребёнка правильными и полными предложениями, грамматическими формами, если ему это сложно. Ваша задача в этом случае - сформировать навык просить вас подойти к тому, что его заинтересовало. Ребёнок может показать пальцем или каким-то другим жестом, направить вашу руку в заинтересовавшую его сторону. Важно - научить его обозначать свои желания с помощью доступных для него способов коммуникации.
Будьте внимательны на прогулке к ребёнку, возможно, что вначале он активно мычит, смотря на что-то.
Самое простое и необходимое - это формирование указательного жеста. Неговорящему ребёнку, например, будет легче показать пальцем туда, куда он хочет. Показывайте сами на что-то интересное, используйте указательный жест в быту как можно чаще. Статья об указательном жесте по ссылке Почему указательный жест так важен в развитии ребенка?

Тренируйте дома разделенное внимание — это базовый социальный навык, ребенок сосредотачивает внимание на том же событии или предмете, что и другой человек. Показатели сформированности разделенного внимания — это жесты и направление взгляда ребенка, который следует за жестами и/или взглядом другого. Тренируйте совместное внимание во время игры, прогулки, бытовых действий. Например, дождитесь пока ребёнок посмотрит на вас, потом покажите пальцем на ложку, можете помахать ей, изобразить самолетик. Задача - вы оба должны смотреть на один и тот же предмет.
Источник: Canva
Если ребёнок так провоцирует игру в догонялки
Научите какому-нибудь условному жесту или слову, которое будет означать «догони меня!».
Обязательно учите ребёнка тому, что есть места, где можно играть в догонялки, а на проезжей части, например, нельзя.
Проговаривайте постоянно правила, сейчас есть множество мультиков и картинок для простоты объяснения.
Если ребёнок не понимает речь, то показывайте картинки и говорите: «МОЖНО бегать» и «НЕЛЬЗЯ бегать».
Если ребёнок ну уж очень любит играть в догонялки, то поиграйте с ним, побегайте вместе. Так вы удовлетворите его желание.

Ребенок пытается убежать, когда ему неприятно или некомфортно
Например, когда нужно постоять в очереди, подождать что-то. То тут вам придется продумать чем можно будет увлечь ребёнка.
Если ребёнок убегает, когда пугается, например, при виде собаки, большой машины или для него слишком шумно/душно/неприятно, то здесь нужно разбирать и прорабатывать каждую проблему индивидуально. Показывать фото собаки, объяснять, что их не нужно бояться, опять же есть множество картинок и мультфильмов.

Если это сенсорные ощущения, то ребёнку нужны занятия по сенсорной интеграции, чтобы научить его головной мозг адекватно воспринимать и обрабатывать эту информацию. Старайтесь следить за ощущениями ребёнка. Если вы знаете, что в ТЦ для него слишком шумно, то используйте специальные шумоподавяющие наушники.

Да, это не просто. Но терпение и труд все перетрут. Если не заниматься проблемой сейчас, она будет усугубляться и делать вашу жизнь только сложнее.
Источник: Canva
Как лайфхак можно посоветовать метод вознаграждения
Если ребёнок слушался на прогулке, не убегал, то он получает награду.
Но сначала объясните ему правила. И будьте последовательными: если ребёнок плохо себя вел, то никакого вознаграждения.

В «Аисте» работают не только на речевым развитием, но и над поведением.
2025-10-11 11:29