Это проблема, в первую очередь безопасности. Ребенок может не заметить машину, велосипедистов, самокатчиков. А если он и сам на беговеле или самокате, то уехать может совсем далеко - да так, что мама его не догонит. Это может произойти и в более людных местах, например, на массовых мероприятиях и так далее. Если есть такая проблема, обязательно сделайте наклейки, вложите листок с номерами телефона в карман. Лучше подстраховаться.
Почему дети убегают? Самые частые причины:
Ребёнок увидел что-то интересное.
Хочет поиграть в догонялки.
Испугался чего-то.
Обиделся на маму, папу.
В 2012 году было проведено исследование, в котором приняли участие 1218 детей с РАС и 1076 нейротипичных детей, исследователи получили следующие данные: 49% детей с аутизмом убегали как минимум один раз.
Что делать? Для начала нужно найти причину «побега». И параллельно начинайте формировать у ребенка необходимые навыки.
Источник: Canva
Научите ребёнка просить Важное правило: ребёнку должно быть легко попросить маму идти к чему-то интересному, чем бежать самому. Не мучайте ребёнка правильными и полными предложениями, грамматическими формами, если ему это сложно. Ваша задача в этом случае - сформировать навык просить вас подойти к тому, что его заинтересовало. Ребёнок может показать пальцем или каким-то другим жестом, направить вашу руку в заинтересовавшую его сторону. Важно - научить его обозначать свои желания с помощью доступных для него способов коммуникации. Будьте внимательны на прогулке к ребёнку, возможно, что вначале он активно мычит, смотря на что-то. Самое простое и необходимое - это формирование указательного жеста. Неговорящему ребёнку, например, будет легче показать пальцем туда, куда он хочет. Показывайте сами на что-то интересное, используйте указательный жест в быту как можно чаще. Статья об указательном жесте по ссылке Почему указательный жест так важен в развитии ребенка?
Тренируйте дома разделенное внимание — это базовый социальный навык, ребенок сосредотачивает внимание на том же событии или предмете, что и другой человек. Показатели сформированности разделенного внимания — это жесты и направление взгляда ребенка, который следует за жестами и/или взглядом другого. Тренируйте совместное внимание во время игры, прогулки, бытовых действий. Например, дождитесь пока ребёнок посмотрит на вас, потом покажите пальцем на ложку, можете помахать ей, изобразить самолетик. Задача - вы оба должны смотреть на один и тот же предмет.
Источник: Canva
Если ребёнок так провоцирует игру в догонялки Научите какому-нибудь условному жесту или слову, которое будет означать «догони меня!». Обязательно учите ребёнка тому, что есть места, где можно играть в догонялки, а на проезжей части, например, нельзя. Проговаривайте постоянно правила, сейчас есть множество мультиков и картинок для простоты объяснения. Если ребёнок не понимает речь, то показывайте картинки и говорите: «МОЖНО бегать» и «НЕЛЬЗЯ бегать». Если ребёнок ну уж очень любит играть в догонялки, то поиграйте с ним, побегайте вместе. Так вы удовлетворите его желание.
Ребенок пытается убежать, когда ему неприятно или некомфортно Например, когда нужно постоять в очереди, подождать что-то. То тут вам придется продумать чем можно будет увлечь ребёнка. Если ребёнок убегает, когда пугается, например, при виде собаки, большой машины или для него слишком шумно/душно/неприятно, то здесь нужно разбирать и прорабатывать каждую проблему индивидуально. Показывать фото собаки, объяснять, что их не нужно бояться, опять же есть множество картинок и мультфильмов.
Если это сенсорные ощущения, то ребёнку нужны занятия по сенсорной интеграции, чтобы научить его головной мозг адекватно воспринимать и обрабатывать эту информацию. Старайтесь следить за ощущениями ребёнка. Если вы знаете, что в ТЦ для него слишком шумно, то используйте специальные шумоподавяющие наушники.
Да, это не просто. Но терпение и труд все перетрут. Если не заниматься проблемой сейчас, она будет усугубляться и делать вашу жизнь только сложнее.
Источник: Canva
Как лайфхак можно посоветовать метод вознаграждения Если ребёнок слушался на прогулке, не убегал, то он получает награду. Но сначала объясните ему правила. И будьте последовательными: если ребёнок плохо себя вел, то никакого вознаграждения.
В «Аисте» работают не только на речевым развитием, но и над поведением.