Одной из причин школьной неуспеваемости - это раннее обучение детей чтению и письму. Сейчас часто можно встретить услуги по раннему развитию, занятия для дошкольников, чтение, английский, счет и прочее с 3-4 лет.
В этом возрасте у ребенка должны развиваться базовые познавательные функции: внимание, восприятия, речь, моторика, сенсорная интеграция, организация своей деятельности и прочее.
А формирования сложных когнитивных навыков, таких как чтение, письмо, счет начинается не раньше пяти-шести лет. Чтобы не просто уметь механически читать, но и понимать текст нужно, чтобы для этого созрели определенные отделы мозга. Против природы ничего не сделаешь, как бы современные родители не старались. Все слышали фразу «у головного мозга очень сильные компенсаторные механизмы» - это означает, что отделы головного мозга берут на себя нагрузку других. Так и происходит в этом случае, зато мама может сказать на детской площадке: «А мы уже читаем!»
В этом возрасте у ребенка должны развиваться базовые познавательные функции: внимание, восприятия, речь, моторика, сенсорная интеграция, организация своей деятельности и прочее.
А формирования сложных когнитивных навыков, таких как чтение, письмо, счет начинается не раньше пяти-шести лет. Чтобы не просто уметь механически читать, но и понимать текст нужно, чтобы для этого созрели определенные отделы мозга. Против природы ничего не сделаешь, как бы современные родители не старались. Все слышали фразу «у головного мозга очень сильные компенсаторные механизмы» - это означает, что отделы головного мозга берут на себя нагрузку других. Так и происходит в этом случае, зато мама может сказать на детской площадке: «А мы уже читаем!»

Источник: Canva
Да, есть дети со сверхспособностями, которые учатся самостоятельно читать в 4-4,5 года, но их единицы. Заметьте, не в 2 года и не в 3 года, а тоже ближе к 5 годам.
Сейчас есть термин «угадывавшее чтение». Что это означает?
Поле зрения маленького ребёнка довольно узкое. Он схватывает 2-3 буквы, поэтому слова, состоящие из 2-3 букв ребенок может прочитать. А 4-5-буквенные и более слова ребенок не сможет прочитать и уж тем более понять.
Сейчас есть термин «угадывавшее чтение». Что это означает?
Поле зрения маленького ребёнка довольно узкое. Он схватывает 2-3 буквы, поэтому слова, состоящие из 2-3 букв ребенок может прочитать. А 4-5-буквенные и более слова ребенок не сможет прочитать и уж тем более понять.

Источник: Canva
Помимо этого объем его рабочей памяти небольшой. Чтобы научиться читать ребенку нужно научиться дифференцировать каждый буквенный знак, а сначала ему нужно эти буквенные знаки запомнить. Они остаются у него в памяти, и когда он видит буквенный знак при чтении, он его дифференцирует от других похожих знаков. Например, у буквы «А» тут палочки, там палочка.
Есть специальные приборы трекеры, которые следят за движениями глаз. С их помощью можно проанализировать движение глаз в процессе чтения и увидеть фиксацию взгляда не только на слове, но и на каждой букве. Различные подобные эксперименты показывают следующее. Дошкольник младшего возраста дифференцирует первую букву, вторую (нужно отметить, что ребенок тратит на это много времени), а когда доходит до третьей, то уже забывает первую. То есть он снова возвращается к ней. С помощью этого прибора мы все это можем увидеть и проанализировать.
Есть специальные приборы трекеры, которые следят за движениями глаз. С их помощью можно проанализировать движение глаз в процессе чтения и увидеть фиксацию взгляда не только на слове, но и на каждой букве. Различные подобные эксперименты показывают следующее. Дошкольник младшего возраста дифференцирует первую букву, вторую (нужно отметить, что ребенок тратит на это много времени), а когда доходит до третьей, то уже забывает первую. То есть он снова возвращается к ней. С помощью этого прибора мы все это можем увидеть и проанализировать.

Источник: Canva
Родители считают, что научиться читать - это просто. Все же умеют читать. Кажется, ну научится ребенок читать не в 6-7 лет, а в 3-4- года. Чем раньше, тем лучше же! А теперь задумайтесь: трудно научиться водить машину? Так вот вождение автомобиля - это цветочки по сравнению со чтением и письмом.
Чтение - это многокомпонентный процесс. Не достаточно механически научиться читать, нужно понимать слова, которые читаешь, связывать это слово с другим словом в одно предложение и при этом не забывать предыдущее предложение, чтобы не потерять нить рассказа. Иначе получается, что ребенок учится механическому чтению, то есть бессмысленному. И чаще всего ребенок привыкает читать таким образом: схватывает первые 3 буквы, а остальное угадывает или нет. И это все мы видим с помощью того же специального трекера. Взгляд ребенка фиксируется на первых трех буквах, а потом его взгляд проскальзывает. И если ребенок не угадал, то процесс начинается снова. Это не обучение чтению, а дрессировка механическому чтению.
При таком чтении ребенок не понимает о чем читает. И это проблема очень многих нейротипичных современных школьников. Родители часто приходят к нам в центр на консультацию с запросами: «Он не понимает о чем читает», «Не может пересказать текст», «Не помнит о чем прочитал». И когда я начинаю собирать анамнез развития ребенка, то утыкаемся в эту проблему - раннее чтение.
Чтение - это многокомпонентный процесс. Не достаточно механически научиться читать, нужно понимать слова, которые читаешь, связывать это слово с другим словом в одно предложение и при этом не забывать предыдущее предложение, чтобы не потерять нить рассказа. Иначе получается, что ребенок учится механическому чтению, то есть бессмысленному. И чаще всего ребенок привыкает читать таким образом: схватывает первые 3 буквы, а остальное угадывает или нет. И это все мы видим с помощью того же специального трекера. Взгляд ребенка фиксируется на первых трех буквах, а потом его взгляд проскальзывает. И если ребенок не угадал, то процесс начинается снова. Это не обучение чтению, а дрессировка механическому чтению.
При таком чтении ребенок не понимает о чем читает. И это проблема очень многих нейротипичных современных школьников. Родители часто приходят к нам в центр на консультацию с запросами: «Он не понимает о чем читает», «Не может пересказать текст», «Не помнит о чем прочитал». И когда я начинаю собирать анамнез развития ребенка, то утыкаемся в эту проблему - раннее чтение.

Источник: Canva
Есть такие популярные методики обучению чтению малышей, как например, глобальное чтение. Родитель показывает ребенку карточку с нарисованными елочками, а внизу написано «ЛЕС». И это тоже дрессировка. Если говорит языком нейропсихологии, то таким образом эксплуатируется механическая память. Лучше поиграйте с ребенком, пофантазируйте вместе с ним, что есть в лесу интересного, что делать, если заблудился в лесу. Ребенок учится анализировать информацию и составлять причинно-следственные связи.
Еще одна проблема - это современная школьная программа. На обучение чтению сейчас дается 2,5 месяца программы. Это очень мало для формирования такого сложного навыка. Поэтому школа требует, чтобы дети приходили уже умеющие читать и писать. А родители пытаются научить ребенка всему возможному и как можно раньше.
Еще одна проблема - это современная школьная программа. На обучение чтению сейчас дается 2,5 месяца программы. Это очень мало для формирования такого сложного навыка. Поэтому школа требует, чтобы дети приходили уже умеющие читать и писать. А родители пытаются научить ребенка всему возможному и как можно раньше.

Источник: Canva
Стоит еще отметить скорость чтения. Хотя сейчас уже нет такого стандарта, но многие учителя все равно продолжают ее измерять. В 90-х был настоящий бум на скорость чтения, потом все-таки поняли, что навык понимания текста, важнее, чем механическое чтение. В одно время считалось даже, что успешный школьник должен читать около 120 слов в минуту. Но на самом деле эта цифра не соответствует ни скорости артикуляционных движений, ни скорости восприятия информации на слух. Средняя скорость - это 80-90 слов в минуту, но и этот показатель очень индивидуален.
Если вы сомневаетесь во сколько отдавать ребенка в школу в 6 или в 7, то отдайте в 7. Хуже не будет. К этому возрасту его мозг созреет, и он бес проблем научится всему и пойдет в школу подготовленным к учебной деятельности.
Если вы сомневаетесь во сколько отдавать ребенка в школу в 6 или в 7, то отдайте в 7. Хуже не будет. К этому возрасту его мозг созреет, и он бес проблем научится всему и пойдет в школу подготовленным к учебной деятельности.