Формирование социальных навыков у детей с нарушениями развития: руководство для родителей
Социальные правила многим детям даются труднее, чем работа над речью. Но нет ничего невозможного. Это работа поэтапная и необходимо отталкиваться от зоны ближайшего развития конкретного ребенка. Впрочем, как и с речью, например, не стоит ждать от неговорящего ребенка предложений после курса занятий. Так же и с социальными навыками - отталкиваемся от зоны ближайшего развития, разбиваем сложные задачи на более простые и мелкие.
Зрительный контакт
Источник: Canva
Многим людям с аутизмом или другими нарушениями с аутичными чертами трудно поддерживать зрительный контакт. Но зрительный контакт - важная часть коммуникации. В обществе заведенно, что собеседники смотрят друг на друга и не отводят взгляд от лица. Для тренировки зрительного контакта нужно придерживаться нескольких правил:
Когда разговариваете с ребенком, то старайтесь находится с ним на одном уровне. То есть ваше лицо должно быть напротив его лица.
Не давите на ребенка и не принуждайте смотреть в глаза. Дождитесь, когда он сам посмотрит на вас.
Для начала говорите немного, давайте короткие инструкции, задавайте односложные вопросы.
Отталкивайтесь от его интересов. Лучше тренироваться во время игры с его любимыми игрушками, занятиями.
Ваша речь должна быть эмоционально окрашена, используйте жесты и моторные подсказки, если у ребенка есть трудности с пониманием обращенной речи.
Используйте метод поощрения.
Распознавание мимики и эмоций
Источник: Canva
Дети с аутизмом, умственной отсталостью и другими нарушениями не всегда понимают, что означают разные выражения лица, не знают, как они связаны с эмоциями и не осознают причин чужих эмоций. Со своими собственными эмоциями у них тоже есть проблемы.
Подготовьте карточки с разными людьми с ярко и не очень выражеными эмоциями. Лучше, если это будут разные карточки: нарисованные, фотографии, мультяшные и так далее.
Начните с простых эмоций: радость, грусть, злость, отвращение и удивление.
Попросите ребенка перед зеркалом повторить эти эмоции.
Во время просмотра мультфильмов (особенно любимых) всегда обращайте внимание на эмоции героев. Например, «Миша сердится, потому что….», «Нолик радуется, потому что…».
Дополнительно объясняйте эмоции, когда читаете сказки. Рассматривайте картинки.
Проговаривайте его и свои эмоции. «Ты сердишься, потому что я не даю тебе конфеты».
Выполняйте вместе эмоциональную гимнастику перед зеркалом.
Поощряйте ребенка.
Есть методика «Потому что эмоции», она есть как в карточном варианте, так и в виде приложения.
Так же много приложений для обучения эмоциям.
Соблюдение очередности
Источник: Canva
Делать что-то по очереди – один из способов игры и способ поддержания беседы даже до того, как малыш заговорит.
Возможно сначала вам придется контролировать и направлять игру, говоря: «Мамина очередь... Мишина очередь... мамина очередь».
Постарайтесь привлечь к игре еще кого-нибудь: «Мамина очередь... Мишина очередь... Анина очередь».
Со временем откажитесь от указаний и помощи. Дайте ему возможность самому сориентироваться и понять, чья теперь очередь, и проявив инициативу, предоставить ее другому участнику или самому воспользоваться ею.
Включите действия, которые можно совершать по очереди, в самые разные домашние дела так, чтобы необходимость соблюдать очередность не ассоциировалась у ребенка с определенными игрушками и определенным временем дня. Это может быть купание, принятие пищи, откусывающие шоколадки, игры с музыкальными инструментами и с любыми другими игрушками.
Соблюдение правил, норм, выполнение инструкций и просьб
Источник: Canva
Это навык необходим не только для социальной взаимодействия, но и дальнейшего обучения.
Начните с простых односоставных инструкций.
Используйте слова, значение которых ребенок знает. Ориентируйтесь на уровень понимания речи.
Говорите медленно, ваша речь должна быть интонационно окрашена.
Тренируйтесь постоянно, не только во время занятий за столом.
Помните про зрительный контакт. Давайте инструкции, когда ребенок смотрит на вас, ваши лица на одном уровне.
Расширяйте словарный запас: озвучивайте все свои действия, называйте все игрушки, предметы, окружающие ребенка.
Произнесите просьбу, помогите ребенку выполнить ее. Когда он начнет выполнять ее сам, то переходите к более сложному варианту.
Используйте метод поощрения. Например, ребенок собрал 5 звездочек, он может немного отдохнуть.
Социальные истории
Эта обучающая методика подойдёт всем деткам, у которых есть эмоционально-волевые нарушения. Используйте социальные истории для объяснения самых различных ситуаций.
Это краткие рассказы, подкреплённые подробными иллюстрациями. А иногда просто сюжетные картинки, но в которых прослеживается причинно-следственная связь. То есть они наглядно и последовательно показывают определённые действия и их последствия. Это не абстрактное «сиди спокойно на уроке», а подробный рассказ в картинках. Кстати, намного действеннее такой рассказ, если он составлен с использованием фотографий ребенка. Их можно назвать причинно-следственными картинками, например, для изучения эмоций. Так же можно составить пары картинок «Сначала-потом» — для изучения социальных норм поведения с другими людьми. Они помогут:
в изучении навыков самообслуживании (в т.ч. приучение к горшку, мытьё головы, чистка зубов и пр.);
в подготовке к новым событиям (перелёт, поездка на поезде, поход в бассейн и т.п.);
в освоении правил поведения в школе, на приёме у врача, в магазине, в аптеке или при переходе улицы;
в понимании причинно-следственной связи между поступком ребенка и последствием.
Иногда социальные истории не работают, если с их помощью стремиться скорректировать нежелательное поведение ребенка, не учитывая причины, которые его вызывают. В данном случае нужно работать с причиной. Это долгая и кропотливая работа, социальные истории - это инструмент для социализации ребёнка, а не панацея. Не ждите, что сегодня вы один раз обсудили, что драться - плохо, и с завтрашнего дня ребёнок стал послушным.
Примеры социальных историй
Хочется сделать небольшую ремарку. Ребенок, поведение которого не контролируемо, усваивает мало информации. Детям трудно понять устные инструкции, концентрировать внимание, помнить правила и контролировать себя. Если с ребенком совсем невозможно договариваться, он гиперактивный, непослушный, постоянно срывается на крик, тогда стоит обратиться к психиатру. Он подберет препарат, который немного «приземлит» ребенка, а следовательно у него улучшиться концентрация внимания, усидчивость, память. Главное - найти хорошего психиатра и подобрать препарат. Этот абзац носит информационный характер. Каждый родитель решает сам.