Я говорю родителям, что есть вероятность, что ребенок входит в группу риска, если это совсем еще малыш. Тогда родителям нужно наблюдать за ребенком и если что-то их будет настораживать в последующем, начинать раннюю коррекцию. Если это ребенок постарше, ближе к 3 годам, то на консультации уже можно определить, что с ребенком что-то не так.
Ответственность за детей лежит на родителях, не на врачах или специалистах, не на бабушках и родственниках, не на подругах и форумчанах - на всех тех людях, которые говорят: «Не слушайте вы этих горе-врачей, им лишь бы деньги стянуть». Это ваш ребенок.
Еще важно: 1-2 признака не говорит об аутизме. Разовые поведенческие симптомы тоже не говорят об аутизме. Необходимо всегда смотреть контекст ситуации.
Аутизм не ставится за 15-20 минут. Необходимо длительное наблюдение. Специалисты задают вопросы, а родители должны отвечать честно.
Мой совет: перед консультацией запищите все, что вас тревожит, вопросы, свои наблюдения.Я говорю родителям, что есть вероятность, что ребенок входит в группу риска, если это совсем еще малыш. Тогда родителям нужно наблюдать за ребенком и если что-то их будет настораживать в последующем, начинать раннюю коррекцию.
Если это ребенок постарше, ближе к 3 годам, то на консультации уже можно определить, что с ребенком что-то не так.
Ответственность за детей лежит на родителях, не на врачах или специалистах, не на бабушках и родственниках, не на подругах и форумчанах - на всех тех людях, которые говорят: «Не слушайте вы этих горе-врачей, им лишь бы деньги стянуть». Это ваш ребенок.
Ответственность за детей лежит на родителях, не на врачах или специалистах, не на бабушках и родственниках, не на подругах и форумчанах - на всех тех людях, которые говорят: «Не слушайте вы этих горе-врачей, им лишь бы деньги стянуть». Это ваш ребенок.
Еще важно: 1-2 признака не говорит об аутизме. Разовые поведенческие симптомы тоже не говорят об аутизме. Необходимо всегда смотреть контекст ситуации.
Аутизм не ставится за 15-20 минут. Необходимо длительное наблюдение. Специалисты задают вопросы, а родители должны отвечать честно.
Мой совет: перед консультацией запищите все, что вас тревожит, вопросы, свои наблюдения.Я говорю родителям, что есть вероятность, что ребенок входит в группу риска, если это совсем еще малыш. Тогда родителям нужно наблюдать за ребенком и если что-то их будет настораживать в последующем, начинать раннюю коррекцию.
Если это ребенок постарше, ближе к 3 годам, то на консультации уже можно определить, что с ребенком что-то не так.
Ответственность за детей лежит на родителях, не на врачах или специалистах, не на бабушках и родственниках, не на подругах и форумчанах - на всех тех людях, которые говорят: «Не слушайте вы этих горе-врачей, им лишь бы деньги стянуть». Это ваш ребенок.

Источник: Архив "Аиста"
Признаки аутизма
Нарушения социальных контактов и взаимодействия с окружающими
Здесь можно выделить самые ранние признаки:
Нарушения социальных контактов и взаимодействия с окружающими
Здесь можно выделить самые ранние признаки:
- В младенчестве ребенок не просится на руки. Он может часами лежать в кроватке, в качелях. Как бы малышу не нравились качели, но у мамы на руках теплее и приятнее.
- С самого рождения малыш малоподвижен и будто отрешен от окружающих. Эти черты сохраняются и по мере взросления.
- Малыш не реагирует на звуки, может долго смотреть в одну точку, его не интересуют новые игрушки.

Источник: Canva
Ближе к году:
- Ребенок не откликается на своё имя. Малыш ближе к году уже понимает, что если мама или папа произносит его имя, значит они хотят привлечь его внимание. Что делать? Первым делом нужно следует проверить слух у сурдолога. У ребенка могут быть проблемы со слухом, а если он не слышит или плохо слышит, то и психоречевое развитие будет задерживаться.
- Ребёнок не вступает в контакт со взрослыми или другими детьми: убирает ручки, отходит в сторону, плачет, даже может ударить. Опять стоить напомнить, что нужно смотреть в контексте ситуацию, может его пугает слишком активная незнакомая тетя. Если такие моменты имеют разовый характер, то беспокоиться не стоит.
- Ребенок может бросить игрушку или вещь, когда у него ее просишь. Он не хочет взаимодействовать с другими людьми и даже прикасаться.
- Редко или совсем не обращается за помощью. Ему проще взять что-то самому, а не просить маму. Не использует слово «дай», вместо этого истерика.
- Не обращает внимание на дискомфорт: холод, мокрый памперс.
- Ребёнок не фиксирует взгляд на предметах и игрушках. Нет зрительного контакта. Когда мама находится на одном уровне с ребенком, например, завязывает шарф или надевает шапку, то ребенок не смотрит ей в глаза.
- Не использует указательный жест. С 9 месяцев ребенок показывает пальцем на то, что он хочет: «Мама, дай яблоко!» А с года с помощью указательного жеста он хочет поделиться чем-то интересным: «Мама, смотри яблоко!» Это важный социальный навык. О важности указательного жеста статья по ссылке.

Источник: Canva
Ограниченные интересы и особенности игры
- Ребёнок зациклен на паре игрушек, не интересуется другими.
- Играет с предметами, не предназначенных для игры, например, тряпочки, веревки, прищепки. Если ребёнок, найдя что-то интересное, например, цветные прищепки, поиграл с ними пару раз - это не повод для беспокойства. А вот если он может ежедневно часами перебирать/пересыпать прищепки, то стоит обратить на это внимание.
- Стереотипный характер игры. Ребёнок не играет с игрушками, а выполняет простые манипулятивные действия: расставляет кубики в рядочки, крутит колесико от машинки.
- Отсутствие сюжетно-ролевых игр, которые требуют фантазию. Например, его машинка просто катается туда-сюда-туда-сюда, а не грузит песок в кузов или перевозит пассажиров.
- Может часами собирать пазл, конструкторы. Здесь тоже стоит обратить внимание, возможно, что ребенку просто нравится такая деятельность.
- Склонность к повторяющимся действиям - стереотипии. Раскачивание всего тела с ноги на ногу, кружение, махание пальцами перед глазами, или крылышки.
- Эхолалии - повторение одних и тех же фраз, слов, звуков. Статья про эхолалию по ссылке.
- Стереотипные игры – включение/выключение света, переливание воды из стакана в стакан, пересыпание песка, круп. Ребенка тяжело переключить с этого занятия.
- Своеобразное знакомство с окружающим миром, например, сначала может понюхать предмет прежде чем взять в руки.
- Ребенок выбирает определенные вещи, может быть важна последовательность одевания и раздевания. У каждого ребенка есть период, когда ритуальность ему необходима. Например, у ребенка есть любимая футболка, которую уже давно пора выбросить, но ребенок надевает ее и в пир, и в мир. Такие предметы служат для детей островками стабильности в постоянно меняющимся мире.
- Ребенок избирателен в еде: выбирает только определенный ряд продуктов. Может быть даже отказаться от еды, если нет привычных продуктов.
- Может выбирать одежду, еду по цвету, форме.

Источник: Canva
Другие признаки
Интеллектуальная сфера. Часто встречается избирательный интеллект. Ребёнок может демонстрировать сверхрезультаты в математике, рисовании, музыке, но никак не может осваивать другие навыки. Или, например, может запомнить стих, прочитав 1 раз, но так и не научиться завязывать шнурки. К сожалению, савантизм, который тиражируется в образе человека с РАС, в фильмах встречается редко.
Нарушение инстинкта самосохранения. Отсутствует страх, например, «чувство края», может убежать от родителей далеко, не оглядываясь, залезть на самую высокую горке не по возрасту и прочее.
Аутоагрессия и агрессия. Ребёнок может бить себя, кусать, биться головой об стену так далее.
Гиперактивность. Дети с РАС часто гиперактивны. Они находятся в постоянном движении. У них преобладает полевое поведение (статья по ссылке).
Речь может развиваться с задержкой или не развиваться совсем. Так же речевое развитие может развиваться по нормам, но в 1,5-2 года наблюдается регресс – ребенок перестает говорить с окружающими.
Кто ставит диагноз РАС?
Психиатр на основе беседы с родителями и наблюдения за ребенком в свободной игре. Очень важно как ребенок себя ведёт, как взаимодействует с родителями, смотрит ли в глаза, даёт ли предметы в руки и так далее.
Какие тесты можно пройти с ребенком с РАС?
Опросники для родителей
Еще статьи про аутизм на Яндекс-Дзене:
Как аутизм влияет на работу головного мозга и мышление?
Аутизм и аутичные черты: в чем разница?
Чем отличается ранний детский аутизм от ЗПР/ЗПРР?
Учимся понимать обращенную речь: сложно, но можно!
«Где вы раньше были»? Про ранний детский аутизм
Если ребенок ходит на цыпочках / на носочках
Интеллектуальная сфера. Часто встречается избирательный интеллект. Ребёнок может демонстрировать сверхрезультаты в математике, рисовании, музыке, но никак не может осваивать другие навыки. Или, например, может запомнить стих, прочитав 1 раз, но так и не научиться завязывать шнурки. К сожалению, савантизм, который тиражируется в образе человека с РАС, в фильмах встречается редко.
Нарушение инстинкта самосохранения. Отсутствует страх, например, «чувство края», может убежать от родителей далеко, не оглядываясь, залезть на самую высокую горке не по возрасту и прочее.
Аутоагрессия и агрессия. Ребёнок может бить себя, кусать, биться головой об стену так далее.
Гиперактивность. Дети с РАС часто гиперактивны. Они находятся в постоянном движении. У них преобладает полевое поведение (статья по ссылке).
Речь может развиваться с задержкой или не развиваться совсем. Так же речевое развитие может развиваться по нормам, но в 1,5-2 года наблюдается регресс – ребенок перестает говорить с окружающими.
Кто ставит диагноз РАС?
Психиатр на основе беседы с родителями и наблюдения за ребенком в свободной игре. Очень важно как ребенок себя ведёт, как взаимодействует с родителями, смотрит ли в глаза, даёт ли предметы в руки и так далее.
Какие тесты можно пройти с ребенком с РАС?
- Тест интеллекта Д. Векслера. Задания для детей, направленные на оценку общей осведомленности, запаса знаний и представлений об окружающем мире, возможностей усвоения и обработки информации, познавательных способностей.
- Прогрессивные матрицы Равена. Суть метода заключается в том, чтобы логически определить по какому принципу составлен графический рисунок, к которому необходимо подобрать недостающую фигуру.
Опросники для родителей
- Шкалы сенсомоторного развития.
- Рейтинговая шкала аутизма CARS.
- ADOS. Позволяет в игровой форме определить отклонения в коммуникативных способностях ребенка.
- ADI-r - опросник для родителей.
- Шкала РЕР. Покажет индивидуальные особенности ребенка, его коммуникативные возможности, познавательную деятельность, эмоционально-волевой сферу и так далее.
- Тест АТЕК на аутизм.
- Тест M-CHAT-R на аутизм.
Еще статьи про аутизм на Яндекс-Дзене:
Как аутизм влияет на работу головного мозга и мышление?
Аутизм и аутичные черты: в чем разница?
Чем отличается ранний детский аутизм от ЗПР/ЗПРР?
Учимся понимать обращенную речь: сложно, но можно!
«Где вы раньше были»? Про ранний детский аутизм
Если ребенок ходит на цыпочках / на носочках