Статьи

Алалия: ребёнок не ленится, а не может говорить в силу патологии головного мозга

Что такое алалия?

Алалия у детей - это полное отсутствие или грубое недоразвитие речи, в следствии запоздалого созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга.
Алалия - это недоразвитие речи, без нарушений слуха и с нормальным интеллектом.
Как правило доречевое развитие у алаликов протекает согласно общепризнанным нормам: они лепечут, гулят, возможны даже первые слова.
А потом к 1,5 - 2 годам складывается ощущение, что речевое развитие остановилось. В норме у двухлеток должна быть простая фразовая речь, например, «дай пить». Дети с нарушениями речи в 2 года в основном пользуются жестовой речью, у них в запасе 2-3 слова. Многие родители считают, что дети «ленятся». Они не ленятся, они не могут говорить. Это и есть первые сигналы недоразвития речи. Понятие «он просто ленится» уже пора бы забыть. Ленью можно было многое объяснить 50 лет назад, когда не было столько исследований и новых знаний о головном мозге.
Источник: Canva
Причины могут быть разные:
  1. Генетика.
  2. Гипоксия плода или асфиксия новорожденного.
  3. Внутриутробное инфицирование плода, приведшее к органическим повреждениям головного мозга.
  4. Тяжелые заболевания матери во время беременности и различные ее травмы.
  5. Родовые травы.
  6. ЧМТ ребенка в первый год жизни.
Источник: Canva
Виды алалии:

Моторная алалия — нарушение, при котором страдает экспрессивная речь, т.е. собственная. Интеллект, слух и понимание обращенной речи сохранны, Если ребенок понимает обращенную речь, но не говорит, то есть вероятность, что это моторная алалия. Ему сложно определить правильную последовательность звуков, слов, переключиться от одного слова к другому. Он взаимодействует с окружающими.
Моторная алалия - нарушение двигательной способности говорить, при полном сохранении понимания речи:
  • У ребенка поражена зона мозга, отвечающая за воспроизведение речи (зона Брока).
  • У ребенка грубо нарушено звукопроизношение, трудности с овладением артикуляционным аппаратом.
  • Слабо развиты крупная и мелкая моторики.
  • Лексический запас скуден, новые слова запоминаются с трудом.
  • Дети используют короткие предложения, связная речь формируется с. трудом.

Сенсорная алалия - ребенок не понимает обращенную речь, у него нет связи между смыслом и звуковой оболочкой слов, т.е. он не запоминает новые слова, не соотносит слово с движением/предметом/качеством, которое оно обозначает.

  • Поражена зона Вернике: ребенок не дифференцирует, не различает звуки при сохранном слухе.
  • Ребенок не понимает обращённую речь. Речь звучит для него как набор непонятных иностранных слов.
  • Речь алалика представляет собой набор обрывков слов и звуков, не несущих никакого смысла.
  • У ребенка нарушен процесс соотнесения между явлением или предметом и словом, которое его обозначает.
  • Искажение речи сказывается на формировании личности ребенка, который может быть легко возбудим или заторможен.
  • Ребенок быстро устает и не может долго концентрировать и удерживать внимание.

Сенсомоторная - смешанная форма алалии, т.к. анализаторы речи и движения тесно связаны между собой. Оба вида алалии вместе, тяжелая форма.
Это самый грубый вариант нарушения развития речи, при котором поражаются все центры коры головного мозга, ответственные за речевое развитие.
Источник: Canva
Алалия и другие нарушения
Когда ребенок маленький алалию можно спать с другими нарушениями развития.

Алалия и ЗРР/ЗПР/ЗПРР
  • В раннем возрасте детей с алалией и детей с ЗРР очень трудно дифференцировать. Это связано с тем, что дети с ЗРР так же, как и дети с моторной алалией с трудом накапливают словарь, испытывают трудности в оформлении грамматического строя речи, звукопроизношения. Но со временем различия становятся видны. Дети с ЗРР усваивают речь медленнее, чем сверстники из-за нарушений работы ЦНС и имеют обратимый нейродинамический характер. В то время как ребенку с алалией это дается тяжело.
  • У детей с ЗПР отставание будет во всех сферах с самого детства. Алаликам труднее, так как речь играет первостепенную роль в получении новой информации. Особенно тяжело детям с сенсорной или сенсомоторной алалией.
  • При ЗПРР речевое отставание не первично, оно является результатом замедленного психического развития. А при алалии наблюдаются стойкие, глубокие нарушения речи, аграмматизмы, а у детей с ЗПР/ЗПРР речевое развитие идет в соответсвии с естественным онтогенезом, но медленно.
  • В школе детям с ЗПР могут тяжело даваться математические действия, в то время как алалики усваивают математические принципы. Сенсорная и сенсомоторная алалия влекут за собой вторичную умственную отсталость, проблемы с социализацией.

Алалаия и аутизм
  • У детей с сенсорной/ сенсомоторной алалией и аутизма есть одна общая проблема - непонимание обращенной речи из-за этого их коммуникация и социализация затруднены.
  • У детей обеих категорий присутствуют эхолалии.
  • Но различия все же есть. Дети с РАС имеют трудности со зрительным контактом, в то время как дети с алалией смотрят в глаза, на лицо. Например, когда лица мамы и ребенка находятся на одном уровне, ребенок смотрит на маму. Ребенок пытается общаться с окружающими с помощью мимики, жестов и других доступных для него инструментов.
  • У детей с РАС присутствуют стереотипии и аутостимуляция.
  • Но и у детей с алалией могут быть и аутичные черты. Обычно они проходят, когда с ребенком начинают интенсивно заниматься.
Источник: Canva
Алалия и умственная отсталость
Главная разница - динамика речевого развития. Дети с интеллектуальной недостаточностью (при неосложненных формах) овладевают простыми конструкциями языка к 6-7 годам, возможно даже без интенсивных занятий с логопедом. А дети с моторной алалией спонтанно овладеть правильной речью не могут.
  • Отставание в речевом развитии у детей с УО носят равномерный характер, как собственной речи, так и ее понимания. А у детей с алалией речевые проблемы зависят от формы (моторная или сенсорная, так же возможна смешанная форма - сенсомоторная).
  • У детей с УО низкие способности в познавательной деятельности, им тяжело выстраивать причинно-следственные связи. У детей с моторной алалией интеллект и темп психического развития ниже, чем у нейротипичных, в силу речевого нарушения, но выше чем у детей с УО.
  • С детьми с сенсорной и сенсомоторной алалией все сложнее. Их коммуникация затруднена тем, что они не понимают, что им говорят. С возрастом ребенок все больше и больше информации получает через речь. У них формируется грубая задержка психического развития.
  • Нарушение речи при алалии протекает при относительной сохранности невербальных мыслительных операций. Нарушения речи при УО являются результатом патологии познавательной деятельности. Необходимо обследовать мышления на невербальном уровне. Ребенку дают задание и показывают образец, ребенок с алалией сможет решить аналогичное, в то время как детям с УО трудно применять аналогии.
  • Дети с алалией интересуются явлениями, предметами вокруг, учат строить причинно-следственные связи в то время как дети с УО мало интересуются окружающим миром, их знания самые элементарные.
  • У детей с моторной алалией нормальная степень обучаемости, а у детей с УО - нет. Детям с сенсорной или сенсомоторной алалией учится тяжело, так как большая часть информации - это слуховая. Необходимо всю информацию подкреплять визуально.
Источник: Архив "Аиста"
Как помочь ребенку с алалией?
Лечение требует комплексного подхода:
  • медикаментозная терния, которая должна быть назначена исключительно врачом;
  • педагогическая коррекция: логопед, дефектолог;
  • нейрокоррекционные методики, которые основаны на сенсомоторном развитии;
  • аппаратные методы: интервальная гипоксическая терапия, метод Томатис, рефлексотерапия, БАК, Корвит и т.д.

Какие прогнозы у детей с алалией?
100%-ных прогнозов или гарантий вам никто не даст. Алалия - это серьезное нарушение развития. Коррекция алалии зависит от раннего вмешательства, комплексного подхода и систематических занятия. А так же от потенциала самого ребенка и совместной работы «педагогов-родителей-ребенка».