Статьи

Раннее развитие: плюсы и минусы

Ведь на самом деле, сейчас столько новых методик раннего развития, столько развивашек вокруг: английский с 3 лет, математика с 4, ораторское искусство для дошкольников и т.д. Голова кругом! Мамочки на детских площадках делятся достижениями своих детей: кто-то из малышей уже знает буквы и умеет считать, кто-то занимается английским. Хорошо это или плохо?

Есть родители, которые достают магнитную азбуку, складывают слоги, изучают счет и прочее, едва их дети заговорят. Такие мамы гордятся своими умеющими читать и писать детьми, которым, на минуточку, всего 3-4 года. Но эти мамы не понимают, что в этом возрасте мозговая активность направлена совсем на другое, а не на умственные виды деятельности. Почему? Мозговые структуры, отвечающие за эти виды деятельности еще просто-напросто не созрели. А что в итоге? В итоге нагрузка ложится на другие отделы мозга, которые и не должны сейчас этим заниматься.
Источник: Canva
Практически любого нейротипичного ребенка можно научить читать и считать в 3-4 года. Но что это даст? Есть законы физиологического созревания мозга, которые заложены природой, такой порядок вещей сложился за долгие годы эволюции.

В 2-3 года развиваются сенсомоторная и эмоциональная сферы ребёнка. В этом возрасте ребенок должен как можно больше прыгать, бегать, играть, коммуницировать с ровесниками на детской площадке и т.д. Все силы и энергия уходит на то, что сейчас важно для физического и психического развития. А если вы будете учить малыша буквам, цифрам, то будете забирать энергию у ещё не созревших отделов. А потом к 6-7 годам эти проблемы могут напомнить о себе: школьными трудностями, энурезом, проблемами с эмпатией, навыками коммуникации и т.д.
Источник: Canva
В 2-3 года буквы и цифры для ребёнка – это просто символы. А правильно восприняты и поняты они будут только тогда, когда наступит фаза развития абстрактного пространственного мышления, а именно, в 5-7 лет. Не зря в школу идут в 7 лет.
Ранним развитием родители нагружают те отделы, которые не должны или еще не могут выполнять эти функции. А те зоны мозга, которые должны развиваться, не получают внимания. Повторюсь: ребенок в 3 года должен играть и прыгать!

Получается, что мозг тратит свою энергию на те активности и виды деятельности, на которые у него нет ресурсов. А на «правильные» с точки зрения физиологии активности у него не остается сил.
Ребенок должен учиться организовывать ролевую игру со сверстниками; управлять своими эмоциями; уметь подчинять свои желания тому, что важно и нужно сделать сейчас; соблюдать правила, которые устанавливают взрослые и впитывать культурные ценности семьи и общества.
Источник: Canva
Несвоевременное развитие перегружает ЦНС, естественная познавательная мотивация может не сформироваться. В итоге недоигравший, уставший, но умный ребёнок, в школе, скорее всего, будет испытывать нежелание учиться.

Последовательность и гармония – одни из основных принципов развития ребенка. Ребёнок физически и психологически созревает по-этапно. Это заложено природой, всему свое время.

Еще в нашем детстве считалось, что главное, чтобы ребенок был здоров, а остальному в школе научат. К нам не было таких требований, как умение писать, считать, читать и знать небольшую часть энциклопедии. Мы шли наигравшиеся, имеющие соответствующее моторное развитие, умеющие на практике выстраивать причинно-следственные связи, со сформированными навыками самообслуживания. И это совершенно правильно.

До 6 лет у ребенка ведущая деятельность игровая. Через игру он учится новому и получает новую для себя информацию, осваивает социальные нормы, тренирует память, мышление, внимание, он учится взаимодействовать, у него развиваются социальные навыки и т.д. И вот только в этом случае у ребенка формируется мотив к обучению, когда он наигрался! Он наигрался, а значит он готов к абсолютно новой для него деятельности - обучению, соблюдению правил. Его вдохновляет не только его новый статус школьника (этой мотивации хватает на первые полгода), а само получение знаний. Здесь, конечно, стоит оговориться, что многое зависит от настроя родителей, учителей в школе (начальная школа - это, в первую очередь, учитель).

В 6 лет у ребенка просыпается интерес к буквам, цифрам. Ему становится это интересно.
Источник: Canva
Не нужно разрушать естественный онтогенез, вы только вредите ребенку. В 3-4 года ребенок должен учиться залезать и слезать на горки, а не читать. В противном случае в школу пойдет семилетний ребенок, но с эмоционально-волевой сферой 5-летнего:
  • ребенок всё умеет, но ничего не хочет и не делает;
  • у ребенка не соответствующий для своего возраста уровень самоконтроля, частые истерики, непослушание и т.д.;
  • у ребенка повышенная тревожность;
  • он не умеет общаться со сверстниками, просить о помощи;
  • он дерется, у него бывают вспышки агрессии;
  • замыкается в себе, становится необщительным;
  • ребенок не понимает, что идет в школу учиться, а не играть;
  • у него не сформирована эмоционально-волевая сфера, он не умеет соблюдать правила и следовать алгоритмам.

Если подытожить, то до 6 лет у ребенка формируется фундамент для учебной деятельности. И формируется он не с английского или математики в 3 года, а со свободной игры и сенсомоторного развития.
Источник: Canva
Единственное, что должны делать родители - это ориентироваться на общие нормы развития. Речь идет о детях, развивающихся нейротипично. Если у ребёнка есть проблемы, то ему нужны специальные коррекционные занятия.

Так по какой методике раннего развития заниматься? Ни по какой! Любите своих детей, поддерживайте, принимайте такими, какие они есть. Поддерживайте в начинаниях и будьте для них лучшим примером. Это лучшее, что родители могу сделать для своих детей.
Ваш "Аист"
2024-12-27 00:46