ЗПР – это отставание в формировании психики ребёнка, вследствие каких-либо отклонений в развитии ЦНС.
Задержке психического развития, обычно, предшествует отставание в речевом плане. Речь – это мышление. Поэтому чем дольше задерживается речевое развитие, тем больше будет отставание психического и умственного развития ребёнка. Чем старше ребёнок, тем больше информации он получает через речь (диалоги).
Причины ЗПР:- Перинатальный период: гипоксия, нарушение формирования головного мозга, врождённые патологии, обвитие пуповиной.
- Родовой период: родовая травма, длительный безводный период, кесарево сечение.
- Первый год жизни: нарушения развития, нейроинфекции, заболевания среднего и внутреннего уха, травмы речеслухового или речедвигательного аппарата, ЧМТ.
- Частые простудные заболевания тоже могут провоцировать отставание в развитии, детский организм бросает все силы на борьбу с инфекцией и восстановление иммунитета.
Признаки: - Малыш не вступает в эмоциональный контакт с другими, не улыбается в ответ на улыбку.
- Не тянется к родителям, не замечает их отсутствие.
- В 1,2 года у ребенка не сформировался указательный жест.
- У ребёнка нет речи в 2 года, либо он отстаёт в речевом развитии от сверстников.
- У ребёнка наблюдаются частые приступы агрессии/самоагрессии, например, когда чем-то недоволен или расстроен.
- Стереотипное поведение: ребёнок может перекатываться с носка на пятку, безостановочно крутиться, ходить по кругу; расставлять все предметы в рядочки; негативно реагирует на все новое.
- Не умеет играть с игрушками либо играет с ними по-своему, например, крутит колёсико от машинки.
- Избегает общество, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.
- Не понимает обращённую к нему речь, не откликается на имя.
- Незрелость эмоционально-волевой сферы. Проблемы с самоорганизацией и самоконтролем.
Дети с ЗПР испытывают трудности с социализацией, адаптацией и школьным обучением.
Чем раньше начнётся коррекционная работа со специалистами, тем больше вероятность «догнать» своих сверстников.
В Центре «Аист» применяется комплексный подход для преодоления задержки психического развития. Все методики подбираются индивидуально для каждого ребёнка, исходя из его особенностей развития.