ЗРР – это отставание в овладении родной речью по сравнению с положенными возрастными нормами.
Причины могут быть самые разные: - Перинатальный период: гипоксия, нарушение формирования головного мозга, врождённые патологии, обвитие пуповиной.
- Родовой период: родовая травма, длительный безводный период, кесарево сечение.
- Первый год жизни: нарушения развития, нейроинфекции, заболевания среднего и внутреннего уха, травмы речеслухового или речедвигательного аппарата, ЧМТ.
- Частые простудные заболевания тоже могут провоцировать отставание в развитии, детский организм бросает все силы на борьбу с инфекцией и восстановление иммунитета.
Нормы речевого развития:- Во время рождения малыш закричал самостоятельно или после стимуляции.
- 2-3 месяца - гуление. Малыш издает простые звуки («а-а», «о-о», их сочетание с «г»).
- 4-5 месяцев - на смену гулению приходит лепет - слоговые сочетания.
- 6-8 месяцев – в этот период малыши начинают подражать артикуляции взрослых, подобное повторение автоматизирует двигательный навык речевого аппарата. А с 6 месяцев появляются лепетные слова («па-па-па», «тя-тя-тя», «ма-ма-ма» и т.п.). Ребёнок заинтересован речью взрослых: он старается повторить за ними различные сочетания звуков и активно использует жестовую речь.
- В 8-9 месяцев начинается понимание речи, малыш может выполнить простые просьбы: «помаши ручкой», «где папа». Он уже связывает определенные звукосочетания с предметами («мяу-мяу» – кошка, «му» – корова, «пи» – вода и т.п.).
- В 1 год ребёнок должен говорить 10 слов.
- 1 год 3 месяца – 1 год 8 месяцев. Ребёнок должен знать названия привычных предметов, персонажей мультфильмов, животных и т.д. В этом возрасте малыш уже строит простые фразы: «дай мячик», «мама, дай» и т.д.
- 1 год 8 месяцев– 2 года. Активный словарь – 60-80 слов, появляются глаголы. Ребёнок строит фразы из 3-4 слов.
- 2–3 года. Активный запас – около 500 слов. Ближе к 3 годам ребёнок усваивает основы грамматического строя и строит сложные предложения.
- 3–4 года. Словарный запас 800-1000 слов. Малыш строит сложноподчинённые и сложносочинённые предложения, усваивает род, число падежи. В этом возрасте у него пик словотворчества, он придумывает свои слова путём словообразования.
- 4–5 лет. Звукопроизношение может быть не до конца сформировано. Активный словарь – 1800-2000 слов. У ребёнка связная и правильная речь (ставит ударения, использует род, падежи и т.п.).
- 5–5,5 лет. Произношение звуков полностью сформировано.
- 6–7 лет. Ребёнок может правильно произнести сложные слова, дает развёрнутые ответы на вопросы. У него хорошо развита связная речь, он свободно использует сложные фразы, без труда описывает сюжетные картинки, составляет рассказ по серии сюжетных картинок.
Родителям необходимо ориентироваться на нормы речевого развития, потому что речь – это не только коммуникация, в первую очередь, это наше мышление. И задержка речи влечёт за собой отставание познавательных способностей.
Сейчас бытует мнение, что ребёнок может молчать до 2-3 лет, а потом заговорит и все образуется. Компенсаторные возможности детского организма велики, до 8 лет мозг особо пластичен. Возможно, малыш заговорит позже, возможно речевая задержка напомнит о себе в школе, а возможно, что он будет молчать и в 4, и в 5. Но в этом случае будет упущен самый ценный ресурс - время.
Если речевое развитие ребёнка отстаёт от норм, то лучше перестраховаться и обратиться к специалистам. В Центре «Аист» проводится общая диагностика развития и логопедическая диагностика. При необходимости наши специалисты составят программу коррекции, чтобы малыш преодолел задержку развития.