Статьи

Доречевой фундамент: общение и коммуникация

Полевое поведение
У детей до 2,5-3 лет преобладает полевое поведение, концентрация внимания имеет краткосрочный характер. Дети в основном руководствуются эмоциями, внешними стимулами, которые имеют случайный характер. Например, ребенок подбежал к одной игрушке, но по пути увидел другую, когда взял третью, его взгляд упал на четвертую. И так ребенок «бегает от одной игрушке к другой», не концентрируя свое внимание на одном конкретном предмете.
Источник: Canva
У детей старше 2,5 лет такое поведение может свидетельствовать об отклонении в развитии. В этом возрасте ребенок уже начинает концентрировать внимание на одной деятельности, а его игра становится более вдумчивой.
Полевое поведение - это один из симптомов задержек и нарушений развития: ЗРР, ЗПР, аутизм, СДВГ и т.д. Преобладание полевого поведения после 3 лет говорит о следующем:
  • несформированность произвольной регуляции;
  • низкий уровень осознанности;
  • низкий уровень самоконтроля;
  • низкая концентрация внимания.
Полевое поведение мешает процессам социализации и коммуникации. Ребенку трудно выполнять задания, играть со сверстниками, работать в группе (например, танцевать на утреннике). Подобное поведение мешает усваивать новую информацию, ребенок не чувствует межличностные границы. В дальнейшем детям будет тяжело усваивать школьную программу.
Что делать? Необходимы коррекционные занятия, которые направлены на развитие эмоционально-волевой сферы. Это работа нейропсихолога. Нейропсихологическая коррекция строится таким образом, что сначала ребенок учится контролировать свое тело и движения, потом этот навык переносится на эмоции, поведение. У ребенка развивается самоконтроль.
Рамка совместного внимания
У детей с нарушениями развития проблемы с формированием рамки совместного внимания.
Источник: Canva
Это важный навык, потому что прежде чем появляется речь, ребенок учится взаимодействовать. А одно из условия - это совместное внимание.
Разделенное внимание — это базовый социальный навык, ребенок сосредотачивает внимание на том же событии или предмете, что и другой человек. Это жесты и направление взгляда ребенка, который следует за жестами и/или взглядом другого. Например, мама показывает ребёнку игрушку, и он обращает на нее внимание, смотрит на лицо мамы, а потом на игрушку. Получается, что мама и малыш не просто посмотрели на один и тот же предмет, а он привлек их общее внимание.
Разделенное внимание критически важно для дальнейшего развития социальной коммуникации и речи. Способность ребенка переключать внимание на другого и на то, на что он смотрит, важна для развития навыков имитации, которые, в свою очередь, нужны для речевого и психического развития.
У детей с РАС страдают именно социальные навыки. Отсутствие желания и интереса общаться и взаимодействовать - это базовое различие аутизма от других нарушений.
Понимание обращенной речи
На нашем сайте в этом же разделе есть отдельная статья на эту тему
Источник: Canva
Многие родители считают, что ребёнок «все понимает, но не говорит». Попробуйте что-то сказать ребенку или попросить его о чем-то без визуальных и моторных подсказок.
При алалии, агнозии, ЗПРР, ОНР, аутизме большинство детей полностью или частично не понимают обращенную речь. Это разные нарушения, а значит и причины непонимания речи тоже разные. Понимание речи формируется раньше, чем собственная речь. Ребенок в 1 год уже понимает простые просьбы.
Желание общаться
Источник: Canva
Это ключевой фактор при диагностике аутизма. Неговорящий ребёнок с алалией, ЗРР, агнозией будет пытаться взаимодействовать с окружающими с помощью доступных средств (мимика, жесты, интонация). Ребенок с РАС обращается к окружающим, исключительно, когда ему что-то надо от них (и то не всегда).
Ребенок с 9 месяцев использует жесты в общении с мамой. Сначала он показывает пальцем маме, что ему нужно, а уже ближе к 1 году и 2 месяцам он делится с мамой чем-то интересным: в первом случае - «Дай яблоко!», во втором - «Смотри, яблоко!»
Коррекционная работа с неговорящими детьми
Источник: архив "Аиста"
Когда к нам приходит ребёнок, который не говорит, то сначала мы выстраиваем доречевой фундамент, формируем доречевые навыки коммуникации. Потому что нам нужна осознанная речь и коммуникация, а не автоматическое заучивание и повторение слов. Подробнее о том, как в "Аисте" запускают речь можете прочитать здесь.
Бесполезно с неговорящим ребенком, который практически не взаимодействует, учиться строить целые фразы. Его мозг еще не дозрел до этого этапа. Максимум - он заучит определенные фразы.
Для каждого ребенка мы составляем программу занятий для речевого развития индивидуально, отталкиваясь от зоны его ближайшего развития.